Председатель Национального собрания Вьетнама Чан Тхань Ман надеется на продуктивные переговоры в Москве. Фото с сайта www.quochoi.vn
В Москву по приглашению председателя Госдумы Вячеслава Володина прибывает парламентская делегация Вьетнама во главе с председателем Национального собрания Чан Тхань Маном. Он занял этот пост в мае с.г. после ухода в отставку предшественника – профессора экономики, бывшего члена политбюро ЦК КПВ, члена Национального совета обороны и безопасности Выонг Динь Хюэ. Отставка вышла в результате шумного скандала, связанного с коррупцией, нарушением норм партийной этики, «потерей лица»… Но «по собственному желанию».
Новому спикеру 62 года. Вступая в должность, он среди прочего заявил о намерении восстановить справедливость, доброе имя депутата и безжалостно давить коррупцию. На внешнем контуре намерен максимально расширить межпарламентские связи, считая их одной их главных задач народной власти. С этой целью Национальное собрание планирует активизировать процесс обмена делегациями с зарубежными странами, а заодно и мнениями по вопросам, «представляющим взаимный интерес».
В этом плане его первое явление в России представляется особенно интересным, учитывая тот факт, что такой подход к парламентской деятельности и обязанностям законодателей как нельзя лучше вписывается в программу расширения контактов, утвержденную по ходу недавней поездки Владимира Путина в Ханой (19–20 июня с.г.).
Напомним, тогда по итогам переговоров с президентом Вьетнама То Ламом было подписано совместное заявление о дальнейшем углублении всеобъемлющего стратегического партнерства в контексте 30-летия Договора об основах дружественных отношений между РФ и СРВ. Там же речь идет о необходимости расширять контакты по линии парламентов.
Говорят, парламентская дипломатия как вид международной активности и едва ли не самый лучший способ общения народов в наши неспокойные дни приобретает все больший вес и становится общей тенденцией. Не случайно по миру опять ширится движение за народную дипломатию, как это было в годы холодной войны и всеобщей борьбы за мир. Отсюда, наверное, и столь пестрое обилие аналогичных понятий – гуманитарная, экономическая, климатическая, системная, партийная, культурная, зеленая, спортивная, цифровая и т.д. Все это якобы дипломатии, призванные сделать нашу жизнь краше.
Ожидается, что в Москве Чан Тхань Ман будет принят по высшему разряду, побывает во всех главных кабинетах, включая Совет Федерации, Госдуму, правительство и Кремль. В Ханое он уже встречался с Путиным, стороны условились продолжить разговор в Москве. Будут рассмотрены не только вопросы, представляющие взаимный интерес, но и более широкого взаимодействия, принимая во внимание современные тенденции мировой политики.
Одной из главных тем станет вопрос наличия Межпарламентской комиссии по сотрудничеству (МПС). Данный орган был учрежден в 2018 году по инициативе депутатов двух стран, взявших на себя миссию по оживлению деловых связей. К тому моменту, надо признать, наши традиционные партнеры постепенно утратили интерес друг к другу, а связи обрели признаки пресловутого застоя.
Посетив Ханой в ноябре 2012 года, председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко обещала «принять меры». Особые надежды возлагались на АЭС «Ниньтхуан», строительство которой должно было начаться в 2014-м. Однако Национальное собрание вскоре поставило крест на этой идее, запретив все работы по соображениям «экологической безопасности».
10-миллиардного уровня товарооборота, о котором мечтал еще экс-президент Дмитрий Медведев, прибыв в Ханой на 1000-летний юбилей восточной столицы в 2010 году, добиться не удалось. Кстати, цифра эта уже много лет так и остается мифической и недоступной, хотя ее называют всякий раз на встречах разного уровня. Настоящий объем торговли и сегодня едва достигает 4 млрд долл.
Второй раз Матвиенко отправилась в Ханой в феврале 2017 года, чтобы провести «ревизию зависших соглашений». Ставилась задача усилить контроль над ходом дел силами отдельной комиссии, какие у нас имеются с десятками других стран – от Никарагуа и Южной Осетии до Монголии и Ирана. Вьетнамцы благодарили за содействие при вхождении в зону свободной торговли с ЕАЭС (Россия, Белоруссия, Казахстан, Киргизия и Армения) и дали добро на создание «чрезвычайного органа».
К тому времени Национальное собрание СРВ впервые возглавила женщина – 62-летняя Нгуен Тхи Ким Нган. Со спикером верхней палаты Федерального собрания РФ у нее сложились хорошие отношения. Плодом их совместной работы и стала Межпарламентская комиссия. И когда Вячеслав Володин через год прибыл во Вьетнам, он на радостях заявил, что теперь мы «восстановили привычный формат наших встреч».
В соглашении сказано, что МПК работает на постоянной основе, а ее заседания будут проходить ежегодно, поочередно в России и Вьетнаме. «Это первый межпарламентский механизм сотрудничества для Национального собрания Вьетнама», – отметила Нгуен Тхи Ким Нган и предложила выбирать для заседаний разные города. Чтобы, значит, расширить географию.
Но следующее заседание МПС состоялось не через год и не два. Прошло пять лет, и только в 2023 году собрались опять же в Ханое. Выступая на открытии, Володин заученно повторил то, что говорил в прошлый раз: «Отношения России и Вьетнама «больше чем просто партнерство – это отношения стратегических друзей». Стороны обсудили вопросы юридического обеспечения в сферах энергетики и транспорта, информационных технологий и сельского хозяйства, науки и высшего образования, финансового и банковского дела.
На встрече с Путиным Чан Тхань Ман был откровенен и поделился своей оценкой пройденного пути. Он сказал, что данная система имеет очевидные изъяны и нуждается в настройке. Разумеется, с целью более высокой эффективности и ощутимого вклада в развитие российско-вьетнамских отношений. Судя по всему, критика дошла, и в Москве ожидается подписание нового соглашения о полномочиях Межпарламентской комиссии.