Александр Лукашенко и Мин Аун Хлайн констатировали, что отношения Белоруссии и Мьянмы не направлены против кого бы то ни было. Фото Reuters
Предстоящие выборы в Мьянме – это процедурный механизм перехода хунты от чрезвычайного положения, введенного после переворота 2021 года, к конституционному правлению. Такой алгоритм предусмотрен Конституцией 2008 года, разработанной предыдущей военной администрацией. Нынешнее руководство страны считает, что проведение выборов, даже частичных и несовершенных, свидетельствует о политической силе и может послужить для многих стран, особенно в Юго-Восточной Азии, стимулом к нормализации дипломатических отношений с Нейпьидо.
Первые за пять лет после военного переворота всеобщие выборы намечено провести в Мьянме в три этапа с интервалами в две недели: 28 декабря, затем 11 и 25 января 2026 года. В них примут участие 5 тыс. кандидатов, представляющих 57 политических партий, а также 95 независимых кандидатов. Более 40 партий, включая «Национальную лигу за демократию» (НЛД), получившую в 2020 году около 82% мест в парламенте и свергнутую в результате военного переворота, были распущены за отказ от перерегистрации. Около 22 тыс. активистов стали политическими заключенными. Объявленная властями предвыборная амнистия в основном на них не распространилась. Президент Вин Мьин и лидер НЛД Аун Сан Су Чжи по-прежнему находятся в заключении и не имеют связи с внешним миром.
Ни одна партия, которую можно было бы рассматривать как серьезного претендента на власть, не объявила о своем участии. Военные позаботились о том, чтобы созданная ими в 2010 году Союзная партия солидарности и развития (СПСР) стала единственной, которая может рассчитывать на успех.
Выборы пройдут только в «безопасных» районах, которые не находятся под контролем этнических вооруженных организаций.
Силы, выступающие против хунты, продолжают удерживать территории в приграничных регионах, но на многих линиях фронта начинают укрепляться правительственные войска, использующие авиацию. По состоянию на 5 декабря армия Мьянмы отвоевала часть территорий, утраченных в ходе бушующей гражданской войны. В то же время, несмотря на недавние успехи, вооруженным силам Мьянмы будет сложно существенно продвинуться в регионах, которые долгое время находятся под контролем этнических вооруженных организаций.
Перспектива свержения военного режима маловероятна, но представляется вероятность «балканизации» страны с образованием преимущественно этнических государств. Военное руководство Мьянмы это осознает. Выступая 6 декабря перед офицерами, их семьями и курсантами в Пьин У Лвине – месте расположения элитных военных академий, исполняющий обязанности президента старший генерал Мин Аун Хлайн заявил, что армия «продолжит играть ведущую роль в политике до тех пор, пока этнические вооруженные группировки не прекратят свое существование».
В последние недели старший генерал посещал церемонии выпусков военных кадров, встречался с государственными служащими и сотрудниками полиции, используя эти встречи, чтобы призвать избирателей поддержать кандидатов с «оборонноориентированными взглядами» и тех, кто «связан» с армией, которую он назвал «сильнейшим институтом» страны. Лидер СПСР Кхин И на встрече с кандидатами в депутаты 27 ноября заявил, что любое правительство, сформированное по итогам выборов, «падет на следующий день», если не сможет конструктивно сотрудничать с вооруженными силами.
Иностранная помощь играет решающую роль в оказании поддержки военному режиму в затяжной гражданской войне. Мин Аун Хлайн получает все большую финансовую и военную помощь от своих двух основных союзников и поставщиков оружия – Китая и России, что позволяет компенсировать потери на полях сражений. Он обратился и к Республике Беларусь за расширенной военной, торговой и инвестиционной поддержкой.
Мин Аун Хлайн посещал Минск с официальным визитом в марте этого года. Президент Республики Беларусь Александр Лукашенко прибыл в Нейпьидо 27 ноября с ответным визитом. Мин Аун Хлайн оказал ему роскошный прием, отправив три истребителя Су-30СМЭ для сопровождения борта № 1 Белоруссии в воздушном пространстве. На переговоры в президентском дворце в Нейпьидо белорусский лидер прибыл в сопровождении впечатляющего почетного конного эскорта из 54 всадников со знаменами двух стран – церемониал, впервые примененный в протоколе государственных визитов Мьянмы.
Дипломатические отношения между двумя странами были установлены в 1999 году. После переворота в Мьянме 2021 года Белоруссия вместе с Россией поддержала военную администрацию, в том числе голосуя против резолюций ООН, осуждающих военный режим. Белоруссия была единственной страной, проголосовавшей против резолюции Генеральной Ассамблеи ООН от июня 2021 года, призывающей государства-члены «прекратить поток оружия в Мьянму», и продолжала поставлять режиму военную технику. Мьянма открыла в 2023 году консульство в Минске, которое в ближайшее время будет расширено до уровня посольства. Также принято решение открыть дипломатическую миссию Белоруссии в Нейпьидо. В честь визита Лукашенко одной из улиц столицы Мьянмы присвоили название «Минская». Стороны подписали 16 меморандумов о взаимопонимании, охватывающих помимо военно-технического сотрудничества торговлю и инвестиции.
Лукашенко прервал пятилетнюю дипломатическую блокаду хунты, став первым главой государства, посетившим Нейпьидо после переворота. (Визит премьер-министра Камбоджи Хун Сена в 2022 году, когда его страна была председателем АСЕАН, вызвал широкую критику и осуждение со стороны остальных членов ассоциации.) Визит Лукашенко состоялся на фоне усилий военной администрации Мьянмы по достижению международной легитимности в преддверии выборов. В то время как ключевые партнеры Китай и Россия до сих пор направляли в Нейпьидо только министров иностранных дел, Лукашенко решил совершить поездку сам, что подчеркивает заинтересованность в тесных связях между двумя лидерами.
На фоне западных санкций военная администрация Мьянмы обратилась к России и Белоруссии как к политическим союзникам, стремясь к признанию запланированных выборов и дипломатической и экономической защите. Столкнувшись после переворота с массовым отзывом иностранных посольств, усилением санкций, в том числе и против ключевых банков Мьянмы, Мин Аун Хлайн пытается найти убежище в объятиях Шанхайской организации сотрудничества (ШОС). Мьянма сейчас является партнером по диалогу, и Мин Аун Хлайн стремится к полноправному членству в ШОС в надежде спасти разрушенную экономику. Во время визита Лукашенко Мин Аун Хлайн призвал Минск поддержать усилия Мьянмы по присоединению к ШОС, а также к БРИКС и Евразийскому экономическому союзу.
Изменившаяся геополитическая обстановка в мире в целом играет на руку военному режиму Мьянмы в попытке обрести легитимность.
Визит Лукашенко состоялся ровно за месяц до начала объявленных выборов. Растущая дружба между Белоруссией и Мьянмой неудивительна, учитывая их общий статус «изгоев» на Западе, и нынешний визит, возможно, задуман и как часть совместных усилий по укреплению легитимности избирательных процессов.
Члены Союзной избирательной комиссии, назначенной новой военной администрацией, также ездили в Минск, чтобы «изучить» белорусскую избирательную систему, которая с 1994 года семь раз возвращала Лукашенко к власти, обычно с невероятно большим перевесом голосов. Последний раз выборы в Белоруссии состоялись в январе этого года, и представители избирательной комиссии Мьянмы присутствовали там в качестве наблюдателей. На предстоящих выборах в Мьянме ожидаются наблюдатели из Белоруссии, а также из России и Китая.
Глава военной администрации и, вероятно, будущий президент Мин Аун Хлайн заявляет, что военные продолжат играть ведущую роль в национальной политике, направляя при этом основную часть государственных ресурсов на оборонные расходы. После выборов в законодательном органе будут доминировать проармейская СПСР и назначенная военная фракция, за которой конституционно закреплено 25% мест в парламенте. Поскольку не осталось крупных демократических партий, способных бросить им вызов, в парламенте не будет никого, кто мог бы выступить за уход армии из политики.
Но это никоим образом не облегчит политический кризис в Мьянме и не ослабит решимость вооруженного сопротивления. Напротив, это скорее всего усилит политические разногласия и продлит период недееспособности государства в Мьянме. У новой администрации, которая придет к власти в апреле 2026 года, будет мало доверия и скорее всего не будет реальной стратегии для развития страны в позитивном направлении.
Излюбленная тактика власти по заключению перемирия с некоторыми этническими организациями может привести к временному затишью в некоторых частях страны. Но она мало что даст для устранения глубинных причин конфликта – борьбы за права меньшинств и автономию, а также за участие военных в политике.

