Молдавская ГРЭС в Приднестровье могла бы обеспечить электроэнергией всю Молдову, но для этого нужен газ, а его нет.
Фото с сайта www.novostipmr.com
18 декабря Верховный совет Приднестровской Молдавской республики (ПМР) собрался на пленарное заседание сессии нового, восьмого созыва. Выборы приднестровского парламента прошли всего три недели назад, 30 ноября, а уже пришлось собираться и решать вопросы, не терпящие отлагательств.
Что же случилось?
Как мы помним, с 1 января 2025 года в Приднестровье разразился жесточайший энергетический кризис, который был во многом спровоцирован действиями кишиневских чиновников и их европейских покровителей.
В конце 2024-го в Кишиневе, где сегодня правит бал проевропейский и прорумынский режим во главе с президентом Майей Санду, отказались признавать исторический долг перед Россией за газ, поставляемый с 1990-х годов. Сумма долга значительная, но не критическая – 709 млн долл. Напрячься, конечно, нужно, но выплатить его можно.
Можно также было начать переговоры с Москвой о реструктуризации долга, но сторонники Санду решили найти повод для конфронтации с Россией. Последовало странное утверждение, что никакие 709 млн мы РФ не должны, но от 8 до 9 – готовы уплатить. Это была явная провокация, но после нее Москве ничего не оставалось, кроме как прекратить поставки газа в Молдову.
За весь 2025 год Кишинев не сделал ни одного шага для нормализации молдавско-российских отношений; напротив, делалось и делается все для разрыва их с Россией и отрыва Молдовы от СНГ.
Такова предыстория того, о чем мы сейчас и поговорим.
Итак, 18 декабря 2025 года Верховный совет Приднестровской Молдавской республики повторил то, что ранее делал в начале года, – ввел чрезвычайное положение в области экономики, ратифицировал соответствующий указ президента ПМР Вадима Красносельского.
Последние месяцы «чрезвычайки» в Приднестровье не было, но уже осенью приднестровцам вновь ограничили подачу газа, который теперь идет через Молдову. Предлог был простой – трудности с оплатой, которые проходят пару раз в месяц (иногда раза три). Долгосрочных контрактов нет, как было при поставках голубого топлива через Украину.
С 31 декабря 2024 года Украина прекратила транзит газа через свою территорию, но это не стало бы причиной газово-энергетического кризиса, если бы не одно «но».
А дело в том, что вслед за ЕС контролируемое им в ручном режиме руководство Молдовы объявило о невозможности получения российского газа, который находится под европейскими санкциями. Значит, гуманитарные газовые поставки из России по любой трубе невозможны.
Посему, господа приднестровцы, покупайте газ на европейских или румынских биржах. А не пришла вовремя разовая оплата – оставайтесь без газа. Или получайте его в лучшем случае в объемах, более-менее достаточных для отопления домов, но никак не для работы промышленности и сельского хозяйства.
В декабре ситуация обострилась.
По официальному сообщению из Тирасполя, «на период действия ЧП в экономике указом президента устанавливается ряд чрезвычайных мер. Это в том числе установление приоритета на первоочередное финансирование мероприятий, обеспечивающих сохранение жизни и здоровья граждан». Правительству ПМР «поручено разработать и утвердить план мероприятий, которые должны уменьшить риск для жизнедеятельности населения и государства, и организовать совместную работу с органами местного самоуправления по принятию иных мер, направленных на реализацию указа».
Известно, что Россия помогает снабжению Приднестровья энергоресурсами. Но в ЕС этому всячески мешают. Там стараются установить: не связаны ли компании-плательщики за газ с Россией?
Правда, страны ЕС сами вовсю покупают российские энергоресурсы. В отношении Приднестровья евролиния такова: максимально ограничивать газовые поставки для обрушения приднестровской экономики, провокации социального взрыва в республике для отказа приднестровцев от своей государственности и сдачи на милость правящего в Молдове режима.
И это легко доказать.
В начале 2025 года Евросоюз выделил 10 млн евро на помощь ПМР для газовых закупок. Этот транш не сопровождался какими-либо условиями, поэтому он был принят приднестровской стороной.
А далее Брюссель объявил о готовности выделить еще 60 млн евро. Тоже в помощь. Как сообщили практически все открытые источники, кишиневские чиновники уточнили, что Тирасполь может попытаться самостоятельно закупать газ, однако Кишинев будет «отслеживать трансакции», чтобы они соответствовали молдавскому и международному законодательству.
Президент Молдовы Майя Санду заявила, что для получения гранта в размере 60 млн евро от ЕС ПМР должна приступить к повышению тарифов на энергоносители. Вот цитата из речи Санду: «Одно из условий – это повышение тарифов. Нельзя ждать, что тот, кто годами платил символическую цену, за ночь перейдет к рыночным ценам, но поэтапный рост – это общее условие ЕС и правительства Молдовы».
Кишиневские чиновники также уточняли вполне определенно: помощь не должна идти на поддержку экономики ПМР. Так они проясняли стратегическую цель: поскольку, в отличие от Молдовы, в Приднестровье удалось сохранить заметную часть промышленного потенциала, включая Молдавский металлургический завод (Рыбница), Рыбницкий цементный комбинат, Молдавскую ГРЭС в Днестровске, завод «Электромаш» в Тирасполе и т.д., значит, нужно, чтобы все это остановилось.
В приднестровские задачи это, разумеется, не входит.
Во время, оставшееся до окончания 2025 года, кишиневские чиновники сознательно срывают переговоры об урегулировании молдавско-приднестровского конфликта. Новый вице-премьер правительства РМ по реинтеграции Валерий Киверь отказался встретиться со своим приднестровским визави – министром иностранных дел ПМР Виталием Игнатьевым. Ставка кишиневского режима явно делается на то, чтобы сломать Приднестровье через сочетание торпедирования переговоров и наращивания экономического давления. Об этом в столице Молдовы говорят открытым текстом. Киверь утверждает: «Насколько нам известно, речь идет о смене платежного агента. Это не политический, а технический вопрос. Он основан на том, что Тирасполь выступал за предложенный Москвой механизм поставок и оплаты газа и не принял предложение правительства Молдавии, сделанное при поддержке европейских партнеров, по прозрачной схеме поставок».
А далее вице-премьер противоречит сам себе: «Энергетические кризисы в большей или меньшей степени могут повторяться в каждом конкретном случае, каждые две-три недели. Это происходит, так как нынешняя модель неустойчива, а платежный агент может быть изменен в любой момент, в зависимости от санкционного режима, применяемого ЕС».
Западники и кишиневский режим ищут «русский след», чтобы заблокировать любую платежку, которую они считают хоть как-то связанной с Россией. И в Приднестровье это прекрасно понимают. Европейские банки блокируют платежи за газ для ПМР, чтобы заставить Тирасполь принять «помощь» в 60 млн евро от Евросоюза. Об «условиях» этой «помощи» мы уже говорили. По сути, они сводятся к главному: отказу приднестровцев от своего государства.
На это приднестровцы не пойдут.
Президент ПМР Вадим Красносельский сказал: «Как вы думаете, это помощь во благо или во вред? Я изначально заявил, что при таких кабальных условиях «помощь» не может быть принята».
Как видим, кишиневские «рупоры» евроглобалистов открыто давят на психику приднестровцев: готовьтесь, вас может трясти от холода каждые 2–3 недели! Не хотите? Тогда 60 млн евро к вашим услугам! А условия помощи нашего «европейского сада» вашим постсоветским «джунглям» вы знаете! А заодно отрекитесь от России! Недаром же Майя Санду в этом году четко сказала:
«Мы готовы при поддержке доноров оказать финансовую помощь Левобережью, но это может произойти только тогда, когда российская армия покинет регион, а миротворческая миссия будет заменена гражданской под эгидой ООН или ЕС. Это главные условия, позволяющие оказать существенную помощь».
Скоро – Новый год. Хорошо бы отвлечься от суеты, посидеть за столом с родными и друзьями, насладиться теплой квартирой… Но каким будет самый любимый нами праздник? Все помнят, как утром 1 января 2025 года начали остывать батареи парового отопления в приднестровских домах, а из крана текла только холодная вода.
Как будет сейчас? Пока что в домах тепло, можно принять горячий душ, работают в обычном режиме автозаправки с газом. Но то и дело останавливаются наши предприятия после очередного провокационного заявления из Кишинева о том, что газа для ПМР осталось «на 2 недели» – или даже меньше.
Ясно, что давление на ПМР никуда не исчезнет, что наши противники будут придумывать все новые и новые формы атак на Приднестровье. Столь же ясно, что от своей республики приднестровцы не откажутся, равно как и от союза с Россией и от дружбы и взаимовыгодных отношений с другими странами СНГ. Главное – чтобы это поняли те, кто с упрямством, достойным лучшего применения, пытаются сломить тех, кто сами, без указок «сверху» создали свое государство.

