0
3043
Газета Экология Интернет-версия

06.10.2003 00:00:00

В хозяйстве Росселя есть город Нагасаки

Тэги: красноуфимск, здоровье


красноуфимск, здоровье Жителей Красноуфимска от радиации, похоже, никакой противогаз не спасет.
Фото Артема Житенева (НГ-фото)

Вот уже более 40 лет, как в городе Красноуфимске какими-то странными болезнями страдают местные жители. У всех детей - поголовно - аллергия. Даже сухим и жарким летом в этих местах страдают ангиной и острыми респираторными заболеваниями. Местные жители окрестили свою хворобу непонятным словом "монацитовка". Что же причиной массового нездоровья?

Все началось в 1962 году, когда в этот городок Свердловской области начал прибывать загадочный груз в бумажных мешках. Если мешки вдруг нечаянно рвались, рабочие лопатами тут же сгребали порошок цвета спитого кофе в отдельные кучки. Разумеется, сгребали без противогазов и даже респираторов. Порошок это был не что иное, как монацитовый песок, или, как его еще называют, ториевый монацит.

В свое время в Советский Союз это радиоактивное вещество везли со всех концов Земли: из Китая и Кореи, Вьетнама, Монголии, Индии и даже Бразилии. Операцией "Монацит" заправлял лично Лаврентий Берия. Советские физики-ядерщики должны были употребить монацит для первой ядерной бомбы. Но все получилось иначе: для бомб предпочтительнее оказался уран. Монацит отодвинули в сторону. Позже все 82 тысячи тонн решено было отвезти в Свердловскую область, где весь этот радиоактивный песок и свалили вблизи деревни Зюрзя, что в 10 км от Красноуфимска. Радиоактивный песок похоронили в 19 сараях постройки 1941 года. Объект гордо назвали "Каменный пояс".

Монацитовый концентрат не давал о себе знать более 25 лет. Во всяком случае, никто из окрестных жителей до поры до времени не подозревал, что именно выгрузили, на их беду, вблизи деревенских домов в 1962 году.

Неголодный обморок

Первый звоночек прозвучал в конце 80-х годов, когда на луковых полях под Красноуфимском (вблизи деревни Зюрзя) начали падать в обморок студенты. Думаете, от голода? Ничего подобного.

Рассказывает выпускница Уральского государственного университета Юлия Агеева (ныне живет и работает в Екатеринбурге):

- Объединенные бригады физиков и журналистов начали редеть примерно на четвертый день работы на луковом поле. И только еще через пару дней всех нас срочно вывезли в Свердловск, в клиническую больницу. Врачи ничего не могли понять. Вызвали специалистов из Москвы. Одно медицинское светило долго нас обо всем расспрашивало, а уходя, обронило: "Детей в ближайшее время не заводите..." Кстати, многие из тех "студентов" детей до сих пор завести не могут.

По "луковому" делу была создана государственная межведомственная комиссия. Разгорелся скандал. Ведь сначала студентов обвинили в том, что они как будто бы "баловались" наркотиками и алкоголем, и отсюда, мол, все беды. Но народ в бригадах был степенный и серьезный, поэтому эти нелепые обвинения были тут же отметены. Потом причиной массового заболевания посчитали пестициды, которыми как будто бы обрабатывались поля. И опять мимо. Свердловская областная прокуратура не смогла подтвердить эту версию. Вот что записал в своем рапорте старший следователь прокуратуры Олег Суслонов: "Предположение о возможном токсическом воздействии не может иметь доказательственного значения, так как не подтверждается объективно..." Любопытно, что почти в это же самое время та же самая болезнь поразила несколько десятков человек, живущих вблизи от Белоярской атомной станции. Связывать два этих случая следователям прокуратуры даже в голову не пришло.

Между тем за последние несколько лет в деревне Зюрзя, как и в самом городке Красноуфимске, немало народу отошло в мир иной по причине онкологических заболеваний. Кстати, помните тех рабочих, которые монацитовый песок сгребали лопатами, когда он сыпался из крафт-мешков? Никого из них уже нет в живых. И умирали они одинаково, с одним диагнозом: "рак".

- Радиация имеет свойство постепенно накапливаться в организме и ударять в самом неожиданном месте, - рассказывает эколог из Красноуфимска, член инициативной группы движения "Нет - ядерному заводу" Сергей Русинов. - Врачи отчего-то не пишут в картах больных, что причиной смерти послужила радиоактивная обстановка. Но в Красноуфимском районе налицо рост и врожденных патологий, и онкологических заболеваний. В городе нет здоровых детишек.

Монацитовый концентрат дремлет в полуразваленных амбарах полные 40 лет. Радиоактивная пыль разносится за пределы хранилищ. Ко всему прочему деревянные настилы полов давно прогнили и встали дыбом из-за подвижки грунтов. Штабели ящиков обрушились. Верхние раздавили нижние. Бумажные мешки давно представляют собой сплошные лохмотья. Монацитовый песок попросту лежит в проходах амбара. Ториевая руда, как свидетельствуют специалисты, постоянно выделяет радиоактивный газ торон с периодом распада в 56 секунд. Вокруг сараев-амбаров уровень радиации составляет от 13 до 15 микрорентген в час. Около складских стен уровень радиации превышает 700 микрорентген. Внутри сараев счет идет на тысячи...

Молчание губернатора Росселя

В 1995 году правительство Свердловской области усмотрело выгоду в использовании радиоактивного тория и оперативно "прибрало" опасный объект в свою собственность, решив создать на территории области предприятие по переработке ториевого концентрата "с целью извлечения из него дорогих редкоземельных металлов". Однако, когда стало понятно, что денег на радиоактивном монаците не заработать, склады опять забросили.

В 2002 году о строительстве завода заговорили вновь. Эксперты областного правительства заявили, что переработка монацитового сырья займет 15-20 лет. На заводе монацит будет разделяться на торий и концентрат редкоземельных элементов, извлечение которых, по мнению экспертов, может принести миллионы долларов.

Далее концентрат редкоземов будет отправляться на Белоярскую атомную станцию под Екатеринбургом, где будет разработана технология по выделению отдельных элементов и построен еще один завод. Планируется, что все это обойдется в более чем 80 млн. долларов.

Нынешний хозяин складов - областное учреждение "Уралмонацит". Кроме него, для переработки монацитового концентрата уже создано предприятие ООО "Урал-Евро". В нем 51% акций принадлежит правительству Свердловской области, 10% - Минатому России, остальная часть пакета акций принадлежит одной из таинственных иностранных фирм.

Кстати, история с загадочной зарубежной фирмой очень любопытна. Еще несколько месяцев назад правительство Свердловской области утверждало, что деньги на сооружение ядерного завода предоставляет Европейский союз. Но потом была обнародована информация, что нашлась-де американская фирма, которая дает свои деньги на проект. Компания "Shannel Construction Wordwide Ltd." Однако ни в одной международной базе данных по бизнесу нет даже хотя бы призрачного упоминания этой самой компании. Складывается впечатление, что она появилась специально для переработки монацитового концентрата. Якобы появилась с деньгами и хочет их инвестировать. Выдвигаются версии, что реально за кордоном такой компании не было и нет. И если вообще она зарегистрирована, то существуют силы, которые просто стараются соблюсти хорошую мину при плохой игре: мол, это не российские деньги, а американские.

И сегодняшняя ситуация со строительством завода такова, что, кажется, уже вряд ли что может его остановить. В 2002 г. проект прошел Государственную экологическую экспертизу и получил положительное заключение. Однако жители Красноуфимского района категорически против строительства этого объекта. Решимость людей помогла сделать практически невозможное: на одном из заседаний Красноуфимского совета городские депутаты отменили свое решение от 27 ноября 2002 года о санкционировании строительства предприятия "Уралмонацит". Депутаты приняли обращение к губернатору Свердловской области и председателю правительства Свердловской области с просьбой вывезти торий из Красноуфимского района. Что же губернатор? Он теперь словно воды в рот набрал.

Испытание на прочность

Минатом России избавился от надоевшего монацитового концентрата в начале 90-х годов, передав его на баланс правительства Свердловской области. Там обрадовались: можно заработать баснословные деньги, если извлечь из монацита редкоземельные металлы, содержание которых достигает 60%, реализовать добытое на рынке и получить многомиллионную прибыль. Но радовались чиновники недолго, потому что выяснилось следующее: разделение монацита на редкоземельную (нерадиоактивную) и ториевую (радиоактивную) составляющие - процесс очень сложный и очень дорогой. Так что амбарный замок с 19 сараев снимать так и не стали. Но тут оживились экологи, поскольку они сделали свежие замеры у амбаров и выяснили, что альфа-излучение тория фиксируется даже на расстоянии 300 м от монацитохранилища.

Потом был создан Координационный совет при правительстве Свердловской области. Но... Как только была предпринята попытка сделать первые шаги и найти реальные инвестиции, дело опять застопорилось: оказывается, только для строительства нового железобетонного хранилища нужно 20 миллионов долларов, а чего стоит простая перетарка концентрата из прогнивших ящиков и истлевших крафт-мешков в стальные сертифицированные контейнеры? В местном бюджете таких денег нет, а инвестора под заведомо убыточное производство найти трудно. Другое дело - взять деньги под проект извлечения из монацита редкоземельных металлов. Вот на этом и остановились. Вскрытие концентрата и выделение суммарного карбоната (нерадиоактивной составляющей) решили проводить на предприятии Минатома, каковым является Чепецкий механический завод в удмуртском городе Глазове. Дальнейшее разделение на индивидуальные редкоземельные оксиды планируется делать на ОАО "Уралредмет" в Верхней Пышме. Начальные инвестиции в проект оцениваются примерно в 60-80 миллионов долларов. Но пока все это есть только на бумаге.

- Действительно, - продолжает свой рассказ Сергей Русинов,- на бумаге они уже все подготовили. Умудрились даже переработать опытную партию монацита (5 тонн). А вот провести ОВОС (оценка воздействия на окружающую среду) бизнесмены и банкиры даже не соизволили.

* * *

Тем временем завершила свою работу и экспертная комиссия, созданная при главе администрации Красноуфимского района для изучения проблемы. Выводы ее оказались прямо противоположны заключению государственной экспертизы: "Гидрогеология участка места строительства не исключает попадания радиоактивных и химических веществ в реку Зюрзя и далее в реку Уфа, что делает неприемлемым строительство и технологического комплекса, и складов хранения радиоактивных материалов на длительную перспективу".

Областные власти отказываются принимать во внимание результаты экспертизы. Проблему пытаются низвести до сферы эмоций "малограмотных жителей".

- Нас считают дебилами, неспособными к пониманию и анализу. У вас, дескать, сплошные эмоции. Но ведь жить-то здесь нам, а не заезжим специалистам, - говорит эколог Сергей Русинов. - Директор "Уралмонацита" Анатолий Михеев даже обвинил нашу инициативную группу в том, что она сорвала поступление первого транша от зарубежных инвесторов.

Впрочем, свои аргументы и у сторонников строительства завода.

- Поскольку на Урале и в Сибири богатые месторождения редких металлов, строящийся завод после переработки монацита со своих складов в поселке Зюрзя никогда не останется без работы, - считает председатель правительства Свердловской области Алексей Воробьев. - Кроме этого будет обеспечена экологическая безопасность объекта.

Ему вторит и генеральный директор "Урал-Евро" Валерий Косынкин:

- Дело зашло так далеко, что сорвать договоренность с инвесторами просто физически невозможно. Уже все решено, и скоро придут первые деньги.

По расчетам чиновников, строительство завода поднимет промышленный потенциал Красноуфимского района в 6 раз. Если будет у кого поднимать.

Москва-Екатеринбург-Красноуфимск


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Открытое письмо Анатолия Сульянова Генпрокурору РФ Игорю Краснову

0
1629
Энергетика как искусство

Энергетика как искусство

Василий Матвеев

Участники выставки в Иркутске художественно переосмыслили работу важнейшей отрасли

0
1825
Подмосковье переходит на новые лифты

Подмосковье переходит на новые лифты

Георгий Соловьев

В домах региона устанавливают несколько сотен современных подъемников ежегодно

0
1938
Владимир Путин выступил в роли отца Отечества

Владимир Путин выступил в роли отца Отечества

Анастасия Башкатова

Геннадий Петров

Президент рассказал о тревогах в связи с инфляцией, достижениях в Сирии и о России как единой семье

0
4310

Другие новости