Макет мусоросжигательного завода в Париже в окружении офисных и жилых зданий. Фото автора
Итак, Россия занялась мусором. В сентябре Госдума планировала принять соответствующий закон, внесенный еще в прошлом веке, который должен был бы положить конец бесконтрольным мусорным свалкам и вывести этот сектор народного хозяйства из серой зоны. Значительная доля нововведений была переложена на местные власти, которые и должны были бы принимать их в соответствии с особенностями региона.
О том, что уборка мусора уже превратилась в доходную отрасль, свидетельствуют эксперты общественной организации «Опора России». По их данным, ежегодный оборот сектора ЖКХ оценивают в 4,5 трлн руб., и составляющей этого оборота является вывоз мусора.
«Мусорная» реформа должна была быть подготовлена еще к 1 января 2017 года. Однако выяснилось, что подавляющее большинство территориальных схем обращения с отходами – подробных карт и описаний всех объектов «мусорной инфраструктуры» и сфер активности участников мусорного рынка – содержит серьезные изъяны и нуждается в доработке.
Предложенный Госдуме документ предусматривает, что вывоз мусора из жилищной услуги становится коммунальной и будет оформляться жителям отдельной квитанцией. При этом правительство предлагает включить в тариф на вывоз мусора расходы на его обработку и сортировку.
Что касается Подмосковья, то планировалось построить 11 мусоросжигательных заводов, которые должны были бы производить и электроэнергию. Строить их собирались за бюджетный счет: по 250–300 млн долл. за каждый завод. По оценкам экспертов, в этом случае тарифы за вывоз и утилизацию мусора для населения должны возрасти примерно в 10 раз.
Тут-то и возникает вопрос: в чьей собственности будут находиться эти мусоросжигательные заводы? Во Франции, например, этот сектор полностью находится в муниципальной собственности. Глава комитета по энергетике Госдумы РФ Павел Завальный, отвечая на этот вопрос, заявил «НГ», что мусоросжигательные заводы должны находиться в частной собственности, поскольку у муниципалитетов просто нет денег на их содержание.
Однако решение французов кажется более логичным, поскольку это экологически вредное производство, связанное с существенными выбросами, в том числе таких вредных веществ, как различные диоксиды.
Основные причины эмиссии диоксидов в биосферу – использование высокотемпературных технологий хлорирования и переработки хлорорганических веществ, и особенно сжигание отходов производства. Наличие в уничтожаемом мусоре повсеместно распространенного поливинилхлорида и других полимеров, различных соединений хлора способствует образованию диоксидов в дымовых газах.
Конечно, для предотвращения выбросов необходимо применять фильтры. Но многое зависит и от нормативов. Например, американские да и европейские нормы предусматривают предельное содержание диоксидов 0,02 пикограмм (пг) на кубометр воздуха, а российские – 0,5 пг на кубометр.
Понятно, что диоксиды – главная проблема мусоросжигательных заводов и бороться с ней можно двумя способами: ужесточать нормы выбросов и лучше улавливать выходящие дымы. Кстати, инженеры утверждают, что повышение температуры сжигания мусора до 900 градусов Цельсия предотвращает попадание диоксидов в выходящий дым.
Во всяком случае, во Франции, кажется, нашли рецепт борьбы с отходами. Во французском суперминистерстве с несколько странным для российского уха названием «Министерство экологического солидарного перехода» мне довольно подробно разъяснили позицию Франции в вопросе устранения мусора. По словам Оливера Робине, заместителя директора по европейским и международным делам, во Франции производится 570 кг мусора в год на человека. По данным Википедии, количество твердых бытовых отходов (ТБО) в России составляет в среднем 445 кг на человека в год (по другим данным – 250 кг). Конечно, количество генерируемых ТБО зависит от уровня экономического развития страны. Принято считать, что в высокоразвитых промышленных странах уровень ТБО на душу населения выше, чем в менее развитых странах.
Во Франции применяются следующие варианты утилизации ТБО. Это прежде всего вторичное использование отходов, которые, по сути дела, являются сырьем. Наиболее известна в этом плане утилизация стеклянных изделий, которые могут перерабатываться и таким образом повторно использоваться многократно. Перерабатывается 42% бытовых отходов. Часть отходов сжигается: по данным министерства, более 10% муниципального мусора, то есть бытового мусора, который собирается муниципалитетами. Образующаяся при сжигании зола зачастую применяется в строительной промышленности. Остальные отходы идут на захоронение или, проще говоря, на свалки.
По оценке Оливера Робине и его экспертов, для города с населением 7–10 млн человек из 570 кг отходов бытового мусора на каждого жителя примерно 100–150 кг может сжигаться, хотя это и больше заявленных ранее 10%.
Во Франции в 1980 году было 300 заводов по сжиганию мусора, а сейчас осталось 128. Число свалок за это время уменьшилось с 6 тыс. до 230. Это свидетельствует о повышении уровня переработки отходов. Один из таких заводов расположен… в бизнес-квартале французской столицы. Центр Isseane включает в себя производство по сортировке, раздельному сбору и сжиганию отходов с получением электрической и тепловой энергии. Электрическая энергия в основном используется на нужды самого центра, а тепловая продается близлежащим потребителям.
Центр обслуживает городскую территорию с населением 6 млн человек. Он работает уже 10 лет. Работа центра финансируется за счет налогов с населения, которые собирают 84 муниципалитета, расположенные на данной территории. Муниципалитеты обеспечивают сбор мусора и доставляют его в мусоросжигательный центр. Именно на муниципалитеты возложена обязанность отделять в мусоре электронику, лампочки, лекарственные отходы, приборы, содержащие ртуть (например, градусники).
Находясь в этом месте, никогда не подумаешь, что вы стоите рядом с мусоросжигательным заводом, поскольку он размещен на 2/3 под землей и даже трубы выглядят как небольшие выступы на крыше завода и замаскированы зелеными насаждениями. Именно под землей расположены и мусоросжигательные печи, и очистные сооружения, и установки по удалению золы. Подземное, по сути дела, расположение завода позволяет лучше интегрировать его в городской пейзаж и добиться того, что население более терпимо относится к его расположению вблизи жилых домов.
Во Франции считают, что мусор должен утилизироваться там, где он производится. Выбор месторасположения завода – на берегу реки – тоже не случаен. По реке транспорт отходов может осуществляться без пробок, характерных и для французских автострад. Строительство завода в 2007 году обошлось в 600 млн евро, и это была полная адаптация к местному контексту (имеется в виду потребляемый мусор). Предполагается, что он окупится через 20 лет своей работы.
Всего в Париже имеется три очень крупных мусоросжигательных завода. Для обеспечения нужд французской столицы необходимо четыре завода, однако из-за протестов населения четвертый завод так и не был построен. Сортировочных центров – шесть, и на них происходит отделение картона и бумаги, которые идут в дальнейшую переработку. Мусоросжигательные заводы, как правило, принимают мусор только после предварительной сортировки.
За выбросами осуществляется сплошной сквозной технический контроль всех составляющих дыма в реальном масштабе времени. Кроме того, контролируется на токсичность оставшаяся после сжигания зола. На заводе применяется система фильтров. Катализаторы в фильтрах меняются каждые полтора года. Таким образом, тяжелые металлы, высокотоксичные фураны и диоксиды отфильтровываются до возможного попадания дыма в атмосферу. Уровень содержания диоксидов и фуранов замеряется раз в неделю, раз в месяц и раз в год в выборочном порядке. По данным руководства центра, норма выброса диоксида в атмосферу в два раза ниже, чем того требует Еврокомиссия.
Таким образом, французские экологи уверены, что проблема устранения мусора в достаточной степени находится под контролем.
Париж–Москва