0
2028
Газета Экономика Интернет-версия

24.09.1999 00:00:00

Тень запада на России

Тэги: кредит, ЦБ, фонд


Сергей Глазьев.
Фото Фреда Гинберга (НГ-фото)

ОСНОВНОЙ вопрос российской экономики - где взять деньги для ее развития? Наш реальный сектор подобен дырявому колесу, из которого выкачан весь воздух. Накачивать деньги бесполезно - утечка капиталов из России поражает воображение. Россия вошла в первую шестерку стран с самой большой теневой экономикой. По оценкам ФСБ, на долю российских теневиков приходится около 40% ВВП страны. Большая часть теневого капитала перемещается в иностранные банки, вливается в иностранную экономику. Средства от всевозможных внешнеэкономических манипуляций с ценами, бартером, ложными банкротствами, биржевыми спекуляциями, частью экспортной выручки остаются на заграничных счетах. По различным оценкам, почти 30 млрд. долл. в год составляет нелегальный вывоз капитала теневиками. Есть обоснованные доводы, что именно денежный оборот черного нала в ходе экспортно-импортных операций послужил поводом для последнего международного скандала об отмывании российских капиталов через Нью-Йоркский банк.

Однако нельзя сказать, что бегство капитала за границу в таких масштабах является новостью для нас или для зарубежных банкиров, бизнесменов и политиков. Об этом давно пишут российские СМИ. Еще 2 года назад обналичивающие фирмы открыто рекламировали свои услуги. Всех - и Россию и Запад - устраивала теневая экономика, или, как ее называли, "неформальный сектор в российской экономике". Запад вполне устраивали российские инвестиции и долларизация России. Наше правительство тешило себя мыслью, что от небольшой "тени" выигрывает бизнес в целом, получающий возможности для развития. По мнению экономистов правительства Черномырдина, теневая активность предприятий способствовала повышению устойчивости экономики и, несмотря на потери бюджета, имел место позитивный баланс. Однако сейчас стало очевидно, что серая тень накрыла почти всю российскую экономику. Всем теперь ясно: накопленный теневым бизнесом капитал расходуется на потребление или вывозится за границу.

Негативные последствия хронического недобора налогов, отсутствие инвестиций в реальную экономику приобретают масштабный характер, что требует резкого ограничения теневой активности. Запад неожиданно изменил свою позицию, устроив банковский скандал мирового масштаба. Кредиторы не простили нашим банкирам и бизнесменам нечестной игры после дефолта, посчитав себя грубо обманутыми. Компромат, который им был давно известен, выброшен на страницы западных СМИ. Запад озаботился оздоровлением нашей экономики? Скорее это удобный повод для отказа от равноправного сотрудничества с Россией. А для наших теневиков это сигнал о том, что в этих условиях западные банки перестали быть надежным местом для хранения "черного" и "серого" капитала.

По сообщениям зарубежных СМИ, в банках Германии, Швейцарии уже пошла массовая волна "борьбы" со счетами из России - закрытие счетов, замораживание операций. Можно ожидать усиления дискриминации в торговле, приостановки инвестиционных проектов для России. Однако хотя требования о необходимости цивилизованных экономических и правовых отношений, об ограничении российской теневой экономики разумны, следует отметить, что и сам Запад виновен в утечке капитала из России и создании условий для теневого бизнеса. Не без его корыстных усилий повисла тень над российской экономикой.

Свою точку зрения на эту проблему корреспонденту "НГ" высказал доктор экономических наук Сергей Глазьев.

- Скажите, как, по вашему мнению, Россия должна бороться с утечкой капиталов?

- Немного о предыстории. Последствия обязательств, которые были навязаны России под предоставление иностранных кредитов, мы пожинаем сейчас. Главное из этих обязательств - это либерализация рынка капитала и присоединение к восьмой статье устава МВФ: отказ от каких-либо мер валютного контроля. Следствие этих обязательств - российское правительство и ЦБ допустили утечку капиталов в размере, по разным оценкам, от 100 до 300 миллиардов долларов. В принципе за это совместно ответственны наше правительство, Центральный банк и Международный валютный фонд, которые вместе делали эту политику. Поэтому прежде чем всерьез говорить о программе реструктуризации российского долга, нужно понять правовую и экономическую среду тех условий, при которых эти кредиты брались.

Конечно, "кидать" в одностороннем порядке кредиторов нельзя (как это сделали Кириенко, Дубинин, Чубайс и компания 17 августа прошлого года). Это неприличный способ общения с международным финансовым сообществом. Нужно вести переговоры. Но ведение переговоров - улица с двухсторонним движением. То есть мы не только должны отчитываться, но и вправе предъявлять претензии за навязанные нам - силой, практически в условиях диктата - абсурдные, вредные экономические решения. Они привели к тому, что Россия в течение нескольких лет выступала донором Запада. Россия в общей сложности взяла порядка 60-70 миллиардов долларов вместе с процентами, а "подарила" Западу 300 миллиардов долларов. Единственный способ для России обслуживать долги - это прекратить отток и организовать возврат незаконно вывезенного капитала.

- Каким образом вы собираетесь это делать?

- Сделать мы это можем только при поддержке международного финансового сообщества. Сами мы этого сделать не можем, потому что капитал расположен в Америке, Швейцарии, Англии, Австрии, офшорных зонах и так далее. Для того, чтобы дать России возможность обслуживать долги, необходимо помочь нам вернуть тот капитал, который был вывезен из страны.

- Это прямо какой-то ультиматум.

- А других источников нет. Это кредиторы должны четко понять. Мы не можем печатать доллары, как это делает американская Федеральная резервная система.

- То есть вы намерены предложить кредиторам вывезенные российские деньги в счет долга?

- Я бы не стал так грубо говорить. Вопрос, кстати, деликатный. Он сопряжен с большими расходами. Для того, чтобы вернуть 10 долларов из-за границы, нужно 3 доллара потратить на судебные разбирательства, оплату адвокатов и тому подобное. Нужно сотрудничество, нужно признать, что проблема российских долгов - это не только проблема российского правительства, но и проблема кредиторов, которые все это понимают. Но политики не дают им договориться. Проблема долгов является ключевой проблемой для реализации любой программы экономического роста, потому что на той бюджетной основе, которая у нас есть, мы не можем этот долг оплачивать без ущерба интересов развития страны. Но резервы для решения этой проблемы тоже есть - это 300 миллиардов вывезенного капитала. В стране есть еще и внутренние резервы. Если бы МВФ не препятствовал введению экспортных пошлин, то Россия могла бы намного эффективней обслуживать свои долги и, может быть, не произошло бы дефолта 17 августа. Если бы МВФ не требовал полной либерализации валютного рынка, то, возможно, не было бы финансовой пирамиды ГКО. То есть все взаимосвязано, поэтому вопрос на переговорах надо решать в комплексе.

- Вы хотите добиться того, чтобы кредиторы в связи с трудным экономическим положением страны скостили нам долги?

- Мы хотим добиться признания взаимной ответственности двух сторон, признания российских национальных интересов, которые не менее значимы, чем интересы кредиторов.

Не секрет, что российское правительство и ЦБ с 1991 г. были лишены суверенитета. Долговая удавка, возникшая после распада Советского Союза, была использована для того, чтобы лишить Россию суверенного права формировать свою экономическую политику. Этим занимался МВФ и стоящие за ним кредиторы. Следствия этой политики мы сейчас и пожинаем. Одно их них - прошлогодний дефолт и неспособность России оплачивать свои долги.

Возможности для решения долговой проблемы есть. Просто Запад ведет нечестную игру. Вместо того чтобы вести симметричные переговоры по обслуживанию долга и возврату капитала, Запад сейчас нагнетает антироссийскую истерию, придумывается сумасбродная история с финансовыми махинациями, приплетают сотрудников российской миссии МВФ, которые, наоборот, боролись против этой политики. Нагнетается фантасмагорический скандал для обоснования простой конфискации российских активов. На самом деле мы это уже проходили. Следующий шаг - Россию признают криминальной страной, о чем уже открыто говорят в американском конгрессе, а после этого будет дан зеленый свет для замораживания активов российских физических и юридических лиц, конфискации, как это мы знаем на примере Второй мировой войны. Они прихватят наши деньги вместо того, чтобы дать нам возможность вернуть их в страну и использовать на оплату долгов.

- А если кредиторы не захотят признавать факт взаимной ответственности?

- Я думаю, что они не дураки и заинтересованы в возврате долгов. Они этот факт признают. Если бы Мировой валютный фонд был не политизированной организацией, а организацией, которая реально отстаивает интересы кредиторов, работающих с Россией, то он не навязывал бы нам такой самоубийственной политики. Я думаю, что нужно напрямую разговаривать с кредиторами, нельзя все сводить к позиции МВФ. Прямой диалог с кредиторами поможет прояснить очень многие спорные вопросы. Кредиторы народ практичный, они не столько боятся убытков, сколько боятся потерять все. Это разные вещи. Если признание убытков ложится в какую-то разумную схему, то их это устраивает, а если их просто "бросают", то это уже скандал.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Открытое письмо Анатолия Сульянова Генпрокурору РФ Игорю Краснову

0
1462
Энергетика как искусство

Энергетика как искусство

Василий Матвеев

Участники выставки в Иркутске художественно переосмыслили работу важнейшей отрасли

0
1666
Подмосковье переходит на новые лифты

Подмосковье переходит на новые лифты

Георгий Соловьев

В домах региона устанавливают несколько сотен современных подъемников ежегодно

0
1772
Владимир Путин выступил в роли отца Отечества

Владимир Путин выступил в роли отца Отечества

Анастасия Башкатова

Геннадий Петров

Президент рассказал о тревогах в связи с инфляцией, достижениях в Сирии и о России как единой семье

0
4085

Другие новости