0
1358
Газета Экономика Интернет-версия

05.11.1999 00:00:00

Бюджет-2000 просуществует до марта

Тэги: Бюджет2000, Жуков, Дума


ЧЕМ БЫ НИ ЗАКОНЧИЛАСЬ парламентская эпопея с принятием проекта основного финансового закона на 2000 г., уже сейчас очевидно, что в будущий год страна вступит без реалистичного бюджета. Практически все эксперты сходятся во мнении, что правительству не удастся выполнить главный показатель законопроекта - уровень доходов. Явное усиление налогового бремени в сочетании с неизбежным уменьшением собираемости налогов в связи с выборами Думы и президента, политической неопределенностью приведет к существенным диспропорциям между доходной и расходной частями бюджета.

Реализовать бюджет с такими несоответствиями практически невозможно. У правительства есть только два выхода, правда, вряд ли выполнимых в условиях предвыборной кампании. Первый - подпечатать еще денег, чтобы компенсировать потерю доходов из-за уменьшения собираемости налогов. Этот вариант неизбежно приведет к росту инфляции и цен.

Второй способ, с помощью которого можно сбалансировать доходы и расходы, - сокращение расходов. Однако и такой вариант нельзя реализовать в предвыборной ситуации.

Возникающую коллизию можно разрешить только одним путем, который на днях озвучил председатель бюджетного комитета Госдумы Александр Жуков. По его мнению, очень вероятно, что уже в марте будущего года новой Государственной Думой могут быть внесены значительные поправки в бюджет, которые переделают основной финансовый закон фактически заново.

Если же переходить к частностям, то мало реализуемыми кажутся многие параметры бюджета. В частности, курс рубля и процент инфляции. Однако мнения разделились. Так, председатель Центробанка уже заявил о том, что курс доллара, заложенный в проекте федерального бюджета на будущий год, занижен. Александр Жуков, напротив, считает, что курс доллара завышен. По его мнению, в среднем за год он составит 30 руб. А поскольку размер поступлений от таможенных органов напрямую зависит от курса национальной валюты, возможное отклонение реального курса рубля от предполагаемого вызовет резкое снижение доходов от ГТК. Дело в том, что 40% всей таможенной прибыли составляют валютные пошлины импортеров. Значительная разница между запланированными 18% инфляции и действительным показателем в 2000 г. проявится в том случае, если будет отложена выдача кредита МВФ.

Сомнительность заложенных в проекте доходов может вызвать проблемы с выделением очередного транша МВФ, если кредиторов не удастся убедить в реальности доходов. Тогда Центральному банку придется закупать валюту на внутреннем рынке, а правительству - допечатывать деньги.

Чтобы повысить уровень поступлений в бюджет, предполагается, по словам Жукова, увеличение налогового давления. Одно из реальных предложений - повысить экспортную пошлину на нефть и нефтепродукты с 7,5 до 10 ЭКЮ. Доходы от реализации нефти составляют 40% всех поступлений. В случае если внутренние цены на нефть подтянутся к мировым из-за повышения пошлины, вполне возможно подорожание бензина. По мнению экспертов, потенциал роста стоимости бензина еще не исчерпан.

Новые осложнения в принятии федерального бюджета во втором чтении могут произойти, если недовольных депутатов будет большинство. Однако, по мнению Александра Жукова, на практике получается, что, если документ принимается в первом чтении, дальше этот процесс пойдет легче.

Пожалуй, самым тяжелым вопросом на втором чтении, а оно пройдет сегодня, будет распределение расходов на национальную оборону. Для ее финансирования в расходной части бюджета уже выделено 27 млрд. руб. Но возможно столкновение интересов МВД и Минобороны.

За счет перераспределения расходов увеличится и сумма финансирования сельского хозяйства, небольшие добавления получат также культура, образование и наука.

Бюджет развития, как и в прошлом году, останется "виртуальным" проектом, поскольку 90% источников его финансирования составляют связанные иностранные кредиты, которые поступают на предприятия. Другая же часть плана развития - отбор наиболее эффективных проектов, идущий очень медленно, причем сегодня не существует конкретных критериев по их отбору. Российский банк реконструкции и развития так и не создан. Другим "виртуальным" проектом можно считать доходы от приватизации госимущества. Маловероятно, что можно получить таким образом значительные суммы, тем более перед выборами. Многие депутаты просто используют эту статью, чтобы создать на бумаге равное соотношение доходов и расходов.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Открытое письмо Анатолия Сульянова Генпрокурору РФ Игорю Краснову

0
1481
Энергетика как искусство

Энергетика как искусство

Василий Матвеев

Участники выставки в Иркутске художественно переосмыслили работу важнейшей отрасли

0
1690
Подмосковье переходит на новые лифты

Подмосковье переходит на новые лифты

Георгий Соловьев

В домах региона устанавливают несколько сотен современных подъемников ежегодно

0
1793
Владимир Путин выступил в роли отца Отечества

Владимир Путин выступил в роли отца Отечества

Анастасия Башкатова

Геннадий Петров

Президент рассказал о тревогах в связи с инфляцией, достижениях в Сирии и о России как единой семье

0
4114

Другие новости