0
1225
Газета Экономика Интернет-версия

10.11.2000 00:00:00

Все дороги ведут в российские порты

Людмила Николаева

Об авторе: Людмила Сергеевна Николаева - кандидат экономических наук, эксперт

Тэги: минтранс


минтранс Российские экспортеры предпочитают пользоваться услугами зарубежных портов.

Государственный таможенный комитет РФ и Министерство по налогам и сборам России пока что не объявили о своей официальной позиции в отношении недавней инициативы Минтранса побудить отечественные металлургические предприятия отгружать свою продукцию на экспорт исключительно через российские морские порты. Тем не менее, как сообщают наши источники в этих министерствах, решения, одобряющие и поддерживающие позицию Министерства транспорта, должны увидеть свет буквально на днях.

Напомним, Минтранс заявил о своем решении переориентировать экспортные грузопотоки металлургов на специально организованном брифинге. Ряд фактов говорит о том, что Министерство сделало такой шаг отнюдь не с целью прощупать почву и отношение к этому самих металлургов. Это далеко не "пробный шар" транспортников, а предупреждение о начале продуманной и целенаправленной государственной политики протекционизма в одной из важнейших сфер - транспортной. То есть начинается то, чего так давно не хватало в отношениях между бизнесом и государством. Хотя в данном случае, как говорят эксперты, реализация такой протекционистской политики для государства окажется очень и очень нелегким делом.

И главным тормозом здесь выступают руководители ряда металлургических предприятий, которые категорически отказываются сверять интересы своей личной выгоды с интересами страны, гражданами которой они являются.

По состоянию на сегодняшний день из 32 млн. тонн черных и цветных металлов, вывозимых из России, практически треть - свыше 9 млн. тонн - проходит через порты Украины, Финляндии, Латвии и Эстонии. По оценкам специалистов, наши соседи на транзите российского металла ежегодно зарабатывают около 100 млн. долл. Согласитесь, неплохой финансовый поток, который России объективно выгодно переориентировать в свою сторону.

Правительства соседних приморских государств, как нам известно, никакой официальной позиции протеста по поводу инициативы Минтранса пока не высказывали. Хотя понятно, что у них из рук "уплывает" ой какой лакомый кусочек в виде транзитных грузов из России, и не исключено, что порты той же Балтии по возможности будут создавать для наших металлоэкспортеров режим еще большего благоприятствования, лишь бы сорвать инициативу Минтранса. Недаром же порты Латвии, Эстонии и Литвы российские бизнесмены между собой окрестили "нелегальными офшорными зонами": абсолютная гибкость владельцев портов в вопросах коммерции плюс фактическое отсутствие нормального таможенного и пограничного контроля. Чем не офшор?

Но самыми активными противниками нововведения Министерства транспорта оказались... российские металлурги, которые с криками "грабят" обрушились с критикой на министерство и, похоже, готовы заключать любые соглашения с украинскими и прибалтийскими портами, лишь бы по-прежнему иметь возможность отгружать свою продукцию именно там.

Весьма красноречиво прокомментировала Интерфаксу позицию металлургов, к примеру, руководитель пресс-службы Новолипецкого металлургического комбината Ирина Аристова: "Свои порты, конечно, необходимо поддерживать, но не такими методами". По мнению Аристовой, "у наших портов есть определенные недостатки, из-за которых большинство российских предприятий предпочитают пользоваться услугами портов Балтии и Украины, где больше пропускная способность и лучшее отношение к продукции металлургов". И еще одно недвусмысленное заявление пресс-секретаря НЛМК: "Если бы наши порты старались лучше работать, мы бы сами через них возили свою продукцию. В конечном итоге выходит, что российские порты получают определенную льготу за счет производителей металлопродукции..."

Впрочем, такая позиция НЛМК и других металлургических предприятий в отношении инициативы Минтранса очень легко объясняется: так не хочется отказываться от весьма, как говорят эксперты, льготных условий, которые порты соседних государств предлагают для российских грузов. К тому же слишком много средств вложено в развитие именно прибалтийских портов. Тот же Новолипецкий металлургический комбинат уже строит свой терминал на территории Клайпедского порта в суверенной Литве...

Но Минтранс, судя по всему, всю эту борьбу предвидел. И продолжает настаивать на своем, обращаясь за поддержкой во все заинтересованные министерства и ведомства. Кстати, показателем усиления позиций Министерства транспорта в решении проблемы с металлоэкспортерами можно смело считать недавнее утверждение еще одного представителя питерско-путинской команды - Владимира Якунина - заместителем министра транспорта России. Господин Якунин на своем новом посту (его прежняя работа - начальник Северо-Западной окружной инспекции Главного контрольного управления президента РФ) как раз и будет заниматься развитием портовых комплексов. По словам самого Якунина, появившимся в СМИ, тема развития портовой инфраструктуры ему хорошо знакома, вот уже второй год он возглавляет совет директоров компании "Усть-Луга". По неофициальной информации, при утверждении новому замминистра была поставлена задача сконцентрировать свои усилия на строящихся объектах - нефтеналивном терминале в Приморске и портовом комплексе в Лужской губе Финского залива.

Легко можно догадаться, что вслед за металлургами транспортники возьмутся за нефтяников. Кстати, первый звоночек для них прозвучал еще полтора года назад. В мае 1999 года тогдашний вице-премьер РФ Владимир Булгак на совещании в Новороссийске заявил, что ежегодно Россия теряет 2 млрд. долл. из-за того, что 30% экспортных российских поставок нефти и нефтепродуктов перерабатывается в зарубежных портах. Но тогда этот мотив как-то потихоньку затих, не исключено, что из-за слабости центральной власти, вызванной предстоящим уходом президента, и постоянной чехарды с премьерами.

Сегодня государство у нас окрепло, можно даже сказать - осмелело. И готово доводить свои инициативы до логического конца - прижать нефтяных и металлургических баронов. Об этом можно судить хотя бы по тому, что в течение одного месяца, практически одновременно, как по хорошо разработанному сценарию (не исключено, что не как, а именно по сценарию), двумя российскими ведомствами - Минтрансом и МПС - против основных наполнителей госбюджета (!) - металлургов и нефтяников - осуществлены две акции, жестко регулирующие их бизнес. С 1 октября железные дороги страны, руководствуясь указанием своего министра, подняли плату за экспортные перевозки нефтепродуктов и продукции черной металлургии соответственно на 32 и 22%. Почти с полной уверенностью можно утверждать, что никуда "бароны" не денутся и будут выполнять указания власти.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Как "Мособлэнерго" изменило электросетевое хозяйство Подмосковья

Как "Мособлэнерго" изменило электросетевое хозяйство Подмосковья

Георгий Соловьев

За 20 лет своей истории компания вошла в число лидеров региональной энергетики

0
1647
Цементная промышленность ведет битву за специалистов

Цементная промышленность ведет битву за специалистов

Владимир Полканов

Как предприятия отрасли решают кадровые проблемы

0
1500
Путин обсудил вопросы языкознания

Путин обсудил вопросы языкознания

Иван Родин

2028-й скорее станет Годом Тютчева, чем Толстого

0
1719
Защищая природу и сохраняя биоразнообразие

Защищая природу и сохраняя биоразнообразие

Татьяна Астафьева

"Роснефть" за год вложила в экологические проекты 74 миллиарда рублей

0
1432

Другие новости