0
6254
Газета Экономика Интернет-версия

08.12.2000 00:00:00

Банковский кодекс: да или нет?

Тэги: банк, кодекс, законодательство


В настоящее время в Российской Федерации банковское законодательство является крайне запутанным. Основные законодательные акты - Федеральный закон "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" и Федеральный закон "О банках и банковской деятельности" - подвергаются постоянным переделкам и доработкам.

В Закон "О Банке России", принятый 2.12.90 г., внесено девять изменений, каждое из которых вносилось отдельным Федеральным законом в период с 1995 по 1999 год.

В настоящее время в стадии обсуждения находятся очередные изменения в закон о ЦБ РФ, затрагивающие ключевые вопросы - статус и имущество Банка России.

Федеральный закон "О банках и банковской деятельности" пересматривался 4 раза, причем в период с февраля 1996 года по июль 1999 года фактически раз в год вносились изменения, которые принимались как Федеральные законы.

Еще более сложное положение сложилось в отношении подзаконных нормативных документов, которые на практике регулируют деятельность банков.

Показательным является издание Банка России - "Перечень нормативных документов Банка России по состоянию на 1 июля 1999 года". Только перечисление действующих документов, разработанных Банком России к середине прошлого года, занимает 380 страниц.

При этом среди действующих нормативных документов встречаются такие, как указание ЦБ РФ от 30.12.97 г. # 119-У: "О внесении исправлений в указание от 11.12.97 г. # 62-У "О внесении изменений и дополнений в "Правила ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях, расположенных на территории Российской Федерации, # 61 от 18.06.97 г.".

Основные инструкции, выпускаемые ЦБ РФ, регулирующие деятельность банков, пересматриваются постоянно. В новый вариант инструкции # 1 от 1.10.97 г. "О порядке регулирования деятельности банков" только за период с мая 1999 года по настоящее время внесено семь изменений.

В инструкцию Банка России # 17 от 1.10.97 г. "О составлении финансовой отчетности" внесено 11 изменений.

Постоянные исправления нормативных актов, внесение поправок в действующие законы, положения, инструкции и т.п. создают условия, при которых нормальная работа с документами задруднена.

В настоящее время фактически сформированы основные принципы функционирования российской банковской системы, включая кредитную политику, осуществление банковского надзора. Все это свидетельствует о том, что назрела необходимость соответствующим образом кодифицировать те документы, которые составляют правовую основу функционирования системы финансов и кредита, т.е. приступить к разработке Банковского кодекса.

По оценке специалистов, банковское законодательство содержит на сегодня 8734 нормативных акта, объем которых превышает 11 600 страниц. Поэтому разобраться в хитросплетениях банковского законодательства может далеко не каждый банковский служащий. Более того, действующее банковское законодательство входит в противоречие с другими отраслями права: с налоговым и таможенными законодательствами, а также с законодательством об исполнительном производстве.

В целях упорядочения работы с банковским законодательством целесообразно в кратчайшие сроки провести серьезную работу, целью которой должно стать создание документа, аналогичного Налоговому кодексу Российской Федерации.

Пример Налогового кодекса не случаен. Ситуация, которая существовала до недавнего времени в области налогового законодательства, напоминала положение, существующее в банковском законодательстве. Разработанный в Российской Федерации Налоговый кодекс, являющийся ключевым документом в налоговом праве, содержит не более 500 страниц.

С введением Налогового кодекса утратили силу 32 Федеральных закона и закона Российской Федерации, внесены изменения в 4 Федеральных закона и закона Российской Федерации. Отменено значительное количество иных нормативных актов. Все остальные документы действуют лишь в той части, где они не противоречат положениям Налогового кодекса.

Работа по формированию Банковского кодекса, которая станет, по существу, комплексной корректировкой законодательства через выработку основополагающего акта, не ограничивает прав, в частности, Банка России, по установлению правил расчетов, проведения банковских операций, бухгалтерского учета, отчетности, валютного контроля и т.д., установленных соответствующим Федеральным законом. Цель банковского кодекса - создать стабильные правовые инструменты, необходимые для деятельности всех участников банковской системы России, включая Центральный банк России, государственные, коммерческие банки и других участников, на основе наиболее ценных положений действующего банковского законодательства и выработки новых подходов к деятельности банков в России.

Принятие кодекса в качестве Федерального закона существенным образом повлияет на устойчивость и стабильность банковского сектора, так как количество взаимно несогласованных решений будет существенно снижено.

Работа по созданию единого уложения законодательных актов в кредитно-финансовой сфере осуществляется в настоящее время в наиболее развитых государствах мира, в том числе - в США. Примеры ряда других государств показывают, что законодательство в области банков и кредита жестко контролируется и в него весьма трудно вносить изменения.

В настоящее время в США проводится работа по кодификации общего законодательства в целях унификации и упрощения последнего. Результатом такой работы станет Кодекс США. Кодификации подвергаются общие и постоянные (general and permanent) законы США. В Кодекс США не включаются подзаконные акты (regulations), изданные ветвями исполнительной власти, решения федеральных судов, договора и законы, принятые государством или местными органами власти.

Многие разделы Кодекса США уже вступили в силу и заменили множество актов, часто избыточных и противоречивых. Положения Кодекса США имеют прямое действие. Банковское законодательство как часть общего также подлежит унификации. 12-й раздел кодекса, регулирующий банковскую деятельность, содержит 49 глав, охватывающих практически все вопросы, связанные с деятельностью банков и приравненных к ним организаций. При этом в кодексе затронуты вопросы, не нашедшие отражения в отечественном законодательстве, в том числе: меры по борьбе с мошенничеством в банковском деле; требования к банкам об инвестировании средств, собранных на депозиты в определенной местности, в экономику этой местности; требования к стандартным операциям; международное кредитование; контроль за кредитной деятельностью.

В 1979 году в Великобритании был принят закон о банках (банковский акт), в котором особое внимание было уделено определению термина "банк". Британское законодательство значительно упростило формулировку, указав на то, что под банком понимается любая компания, если она признается в этом качестве Банком Англии.

Банк Англии, обладая правом предоставления статуса банка различным финансовым корпорациям, имеет право аннулировать его у многочисленных уже действующих банков.

Другим банковским актом, принятым еще в 1946 году, Банк Англии наделен правом выпускать директивы и давать рекомендации коммерческим банкам, согласованные с Министерством финансов.

В Великобритании существует и Банковский кодекс, однако он носит иной характер, чем в США, его называют "fair banking practices manual", что условно можно перевести как "кодекс банковской чести". Соблюдение этого кодекса не носит обязательного характера.

В Германии деятельность кредитных учреждений регламентируется жесткими рамками правовых норм. Параллельно с общими предписаниями гражданского и корпоративного права (в Германии это совокупность правовых норм, касающихся товариществ, компаний и объединений), а также специальными законами для отдельных банковских групп, существует также закон о кредитном деле.

Вывод: богатый перечень законодательных актов и подзаконных норм, сложившаяся практика и 10-летний опыт функционирования банковской системы Российской Федерации, изучение опыта других государств должны стать хорошей основой для создания Банковского кодекса. Возможно, он и не сможет заменить всей полноты банковского законодательства, но сможет его упростить, сделать более понятным для банков и их клиентов, для судебной системы, а также и для правоохранительных органов. При этом появление Банковского кодекса оставит, хотя и существенно сузит, поле оперативных изменений подзаконного характера.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

Андрей Выползов

0
1976
США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
4643
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
2525
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
2903

Другие новости