0
5000
Газета Экономика Интернет-версия

29.12.2000 00:00:00

"Пермские моторы": уроки истории

Алексей Кондрашов

Об авторе: Алексей Борисович Кондрашов - историк, инженер.

Тэги: США, Пермь, сотрудничество


США, Пермь, сотрудничество

НА ПРОТЯЖЕНИИ всего уходящего года не утихали споры вокруг судьбы гиганта отечественного моторостроения - ОАО "Пермские моторы" (ПМ). Одни упрекали менеджмент ПМ в "продажности" американцам, вместе с которыми на пермских заводах сегодня разрабатывается новый авиадвигатель поколения. Другие, напротив, доказывали, что только современные заокеанские технологии и солидные инвестиции могут гарантированно вытащить предприятие из кризиса и возродить здесь передовую конструкторскую мысль. Были и такие, кто, соглашаясь с доводами первых двух сторон, уверяли, что для упрочения позиций ПМ на российском и американском рынках моторостроения необходимо усиление позиций государства, в том числе увеличение его доли в структуре собственников ОАО.

На сегодняшний день в состав Пермского моторостроительного комплекса входят ОАО "Пермские моторы" (материнская компания), Пермский моторный завод (ПМЗ), "Авиадвигатель", НПО "Искра", "Протон-ПМ", "Редуктор" и ряд других компаний. Основными акционерами ПМЗ являются ПМ, ряд структур российского холдинга "Интеррос" и американская компания "Пратт энд Уитни". В свою очередь, акционеры ПМ - это ПМЗ, государство, "Газпром". Пакеты акций "Авиадвигателя" принадлежат "Интерросу", государству, "Газпрому". Причем ни на одном из предприятий моторостроительного комплекса государство не имеет даже блокирующего пакета акций.

Напомним, новый этап в развитии ПМ начался три года назад, с приходом в число акционеров холдинговой компании "Интеррос", а к руководству предприятиями - новой команды менеджеров. Именно "Интеррос" сделал возможной для ПМ реальную интеграцию в мировую экономику.

Нынешним летом сотрудничество американцев с пермскими предприятиями вылилось в конкретный проект: на международном авиасалоне в Фарнборо было подписано соглашение между ОАО "Авиадвигатель" и корпорацией Pratt & Whitney о совместной разработке авиационного двигателя ПС-90А2, создаваемого на базе отлично зарекомендовавшего себя ПС-90А. "Пратт энд Уитни" изъявила готовность вложить более 125 млн. долл. в разработку нового авиадвигателя.

Вот тут-то на "Пермские моторы" в очередной раз и ополчились ура-патриоты от российской экономики, обвинившие пермяков и их американских партнеров в покушении на суверенитет России в области двигателестроения. При этом совершенно не бралось в расчет, что еще до последнего времени многие отечественные разработчики новых самолетов вообще предпочитали оснащать свои изделия импортными моторами. А ведь в российском двигателе ПС-90А2 в отличие от ПС-90А предполагалось лишь применять некоторые импортные детали, что и вызвало негодование якобы патриотически настроенных экспертов.

В свою очередь, топ-менеджеры ПМ парировали эти обвинения тем, что участие иностранных партнеров жестко регламентировано рядом требований, главное из которых - производство деталей и узлов для ПС-90А2 - по истечении определенного времени должно быть передано из-за рубежа в Россию.

- Я убежден, что, вкладывая деньги в АО "Пермские моторы", американцы не преследуют цели погубить российское производство авиадвигателей, - считает генеральный директор ОАО "Авиакомплекс имени С.В. Ильюшина" Виктор Ливанов. - Они четко оценивают наличие потенциального бизнеса, и в данном случае перспективы получения прибыли от продажи ПС-90А2, безусловно, имеются. Да, "Пратт энд Уитни" действительно пыталась навязать российскому авиапрому свой двигатель, но в корпорации быстро поняли, что ожидаемой выгоды это не принесет. Пермский мотор стоит примерно 4,5 млн. долл., американский - около 18 млн. Такие деньги выручить в России крайне сложно, "праттовские" двигатели попросту не будут востребованы. А так американцы имеют свою стабильную долю от реализации ПС-90А. И я не вижу здесь никаких подводных камней или угроз российской авиапромышленности.

Но вот что интересно: оказывается, споры о том, сотрудничать с американцами или нет в производстве моторов и нарушается ли при этом российский экономический суверенитет, идут на протяжении 60 с лишним лет, с тех самых пор, как на Пермском моторостроительном заводе был освоен первый мотор.

┘В далеком 1933 году группа инженеров только что отстроенного в пригороде Перми завода "М" отправилась в город Патерсон близ Нью-Йорка, где располагались производственные мощности известной моторостроительной фирмы "Кертис Райт". Именно у этой фирмы советское правительство купило лицензии на производство самых перспективных образцов авиадвигателей. Пермским специалистам предстояло на практике научиться у заокеанских коллег делать мотор, ничем не отличающийся от американского.

Выполняя условия договора, фирма предоставила чертежи моторов "Циклон" трех серий, ставших прототипами первых пермских моторов М-25, М-25И, М-62. Передавая свои материалы, технологии, образцы, американская фирма позволила глубоко вникнуть в тонкости литейного, инструментального и сборочного производств. Более того, американская фирма вывела советских специалистов на собственных поставщиков ряда деталей, ею не выпускаемых.

И в то же время не все складывалось просто во взаимоотношениях пермяков с американцами. Коммерческие интересы фирмы сталкивались с политическими интересами правительства США, которое отнюдь не было заинтересовано вооружать Страну Советов. Вот почему передача технических материалов по каждой новой модификации производилась с задержками, которые объяснялись тем, что в каждом случае требовалось отдельное разрешение правительства США.

Мотор, освоенный заводом под маркой М-25, выпускался стабильно, была освоена и его модификация - М-25В. В США за пять лет побывали 70 человек, которые возглавили по возвращении самые ответственные участки, стали, как тогда говорили, "командирами производства". Результатом зарубежных командировок стало появление в СССР заводов, выпускавших новые виды отливок, поковок, подшипников, агрегатов и т.д. Одним словом, техническая помощь зарубежных специалистов ускорила развитие отечественного моторостроения.

И вдруг крупнейшее в стране предприятие, триумфально начавшее свой путь, пермский завод "М", начал сдавать свои позиции. Причины этого были скорее политические, нежели экономические. Конец 30-х годов, доносы, репрессии. Из 70 человек, стажировавшихся в Америке, после репрессий остались в живых 30. Производственный план едва выполнялся на 60%. За несколько месяцев с завода, по рассказам очевидцев, исчезло около 500 человек.

Кто-то в те дни исчезал после аварии, причину которой объясняли только преднамеренным вредительством, кто-то - из-за своей национальности или социального положения "до 1917 года". Но та самая легендарная заграничная командировка проходила особой статьей┘

Новый директор завода Дубов пытался решить проблему заключением нового договора с "Райтом" на освоение новых моторов в Штатах. Заводским специалистам опять предстояла поездка за океан.

Впрочем, вскоре необходимость в посылке инженеров в Америку отпала, несмотря на готовность советской стороны заплатить 400 тыс. долл. за однорядный и 500 тысяч за двухрядный мотор. Преградой стала политика СССР, выступившего с территориальными претензиями к Финляндии. Правительство США запретило въезд нашим инженерам и военпредам на территорию заводов "Райт". А потом были десятилетия противостояния с американцами┘

И все-таки, несмотря ни на что, пермские моторостроители продолжали делать все новые самостоятельные шаги. Например, самостоятельно была решена проблема смазки. Удалось в условиях полета проследить за работой механизма подачи масла. На самолете была установлена кинокамера, фиксировавшая данные датчиков-манометров при выполнении фигур высшего пилотажа. В результате был зафиксирован отлив масла от горловины трубопровода под действием инерционных сил. Поднять давление в системе удалось, создав перегородки, предотвращавшие отток масла.

К 1941 году Советский Союз имел уже не только собственную авиационную промышленность, но и собственной разработки моторы, не уступавшие лучшим иностранным образцам. А в мае 1941 года родился знаменитый мотор М-82. Лишь одного его было бы достаточно, чтобы пермские конструкторы навсегда вошли в историю авиамоторостроения.

Потом появлялись все новые и новые модификации моторов, которые убедительно свидетельствовали о способности пермяков быть практически на одном уровне с американскими фирмами, имеющими и больший возраст, и большие экономические возможности.

М-82 был в массовом производстве целых 37 лет! Вместе с М-11 (выпускался в СССР 30 лет) и АШ-62ИР (выпускался 40 лет) он вошел в тройку долгожителей. Сам факт столь длительной востребованности этих конструкций, ставших основой для последующих разработок пермских моторостроителей, доказал их совершенство и безупречность. А следовательно, и безусловную способность пермских конструкторов создавать и серийно выпускать авиационную технику нисколько не хуже, чем на Западе.

Мы совершили такой подробный исторический экскурс вовсе не случайно. Просто хотели еще раз напомнить некоторым сверхпатриотично настроенным критикам, какую роль в развитии отечественного моторостроения сыграло когда-то сотрудничество с американцами. И в то же время, чтобы еще раз подтвердить, насколько самостоятельным был путь пермских производителей в разработке самых передовых авиадвигателей своего времени.

Сегодняшнее сотрудничество "Пермских моторов" и американской фирмы "Пратт энд Уитни" (кстати, жестко конкурировавшей в те далекие годы с фирмой "Кертис Райт") обусловлено не только исторически сложившимися взаимоотношениями российских и американских моторостроителей, но и реалиями нового времени. Сегодня американцы заинтересованы в продвижении на мировой рынок усовершенствованной модификации российского двигателя ПС-90А, мы заинтересованы в получении инвестиций для дальнейшего развития Пермского моторостроительного комплекса. А что касается суверенитетов┘ Наверное, тут нужна так называемая золотая середина. Ведь законы природы, которыми пользуются создатели двигателей и в России, и в США, действуют независимо от политики и границ. Остается надеяться, что сотрудничество российских и американских моторостроителей и по части технической мысли, и в сфере бизнеса пойдет на пользу обеим сторонам.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Как "Мособлэнерго" изменило электросетевое хозяйство Подмосковья

Как "Мособлэнерго" изменило электросетевое хозяйство Подмосковья

Георгий Соловьев

За 20 лет своей истории компания вошла в число лидеров региональной энергетики

0
1647
Цементная промышленность ведет битву за специалистов

Цементная промышленность ведет битву за специалистов

Владимир Полканов

Как предприятия отрасли решают кадровые проблемы

0
1500
Путин обсудил вопросы языкознания

Путин обсудил вопросы языкознания

Иван Родин

2028-й скорее станет Годом Тютчева, чем Толстого

0
1719
Защищая природу и сохраняя биоразнообразие

Защищая природу и сохраняя биоразнообразие

Татьяна Астафьева

"Роснефть" за год вложила в экологические проекты 74 миллиарда рублей

0
1432

Другие новости