В конце 2000 года конгресс США рекомендовал американским банкам ужесточить требования к российским кредитным организациям. А 16 января 2001 года Федеральная резервная система США распространила "Руководство по усилению контроля за трансакциями, могущими быть связанными с коррупционными доходами иностранных должностных лиц".
Все это делается, как явствует из этих документов, в целях усиления борьбы с коррупцией в высших эшелонах власти развивающихся стран (в том числе, а я думаю в основном, власти российской), потому что коррупция в этих странах (т.е. в России) "прямо препятствует достижению ключевой цели американской дипломатии и внешнеэкономической политики, которая заключается в содействии демократическим институтам и экономическому развитию во всем мире".
Борьба с этой формой коррупции, резюмируют составители этого документа (представители госдепартамента, Минфина и Федеральной резервной системы США), полностью "отвечает интересам Соединенных Штатов".
Кто же будет спорить, что борьба с коррупционными доходами иностранных должностных лиц (кстати, почему только иностранных, что, в США собственных коррупционеров уже изничтожили?), равно как и борьба с терроризмом, наркоманией, сексуальными извращениями, квартирными кражами, уличным хулиганством, наперсточниками и прочая отвечает интересам большей части человечества. Никто, находящийся в здравом уме и при совести, с этим спорить не сможет и не будет.
Подавляющая часть граждан России, оказавшихся в силу уникального исторического катаклизма свидетелями первоначального накопления капитала путем разграбления некогда общенародной собственности, мы, именно мы, народ России, являемся одновременно жертвами и наиболее яростными противниками этой самой коррупции всех уровней власти, потому как она, эта коррупция, является одной из основных причин нашей нищенской жизни и существует на наших глазах.
Рассуждая с этих позиций можно с уверенностью утверждать, что конкретные действия и методы американской администрации в отношении борьбы с российскими коррупционерами, а именно усиленный и тотальный контроль за счетами российских юридических и физических лиц, равно как и закрытие корреспондентских счетов подавляющего большинства банков России в банках США. Все это ничего, абсолютно ничего общего с декларируемым содействием "демократическим институтам и экономическому развитию" России не имеет. Эти действия наносят ощутимый удар по формируемой банковской системе, а стало быть, удар по экономике нашей страны. Эти действия напрямую нарушают права российского гражданина, ставя его в дискриминированное положение по сравнению с гражданами других стран, и, наконец, эти действия, носящие по сути противоправный характер в отношении российских граждан и организаций, наносят ущерб нашему суверенитету, являются дискриминационными и усиливают антирусскую истерию в проамериканских средствах массовой информации.
Все эти действия вкупе с эмбарго на экспорт российского металла, блокирование наших переговоров с МВФ и Парижским клубом, попыткой денонсации договора по ПРО, а также другими внешнеэкономическими и внешнеполитическими акциями американской администрации говорят о том, что подавляющая часть многочисленных американских деклараций - сплошное лицемерие, и "демократизация" и "экономическое развитие" американскую администрацию интересуют не более, чем прошлогодний снег. Можно сказать, что истинной целью США является полное разрушение нашей экономики, нашего общества, доведение России до уровня третьесортного государства, не способного играть сколько-нибудь значительную роль в противодействии американским устремлениям к беспредельному господству в мире.
В России, кроме "демократов" и купленных деятелей, мало осталось людей, сомневающихся в истинных целях американского правительства, какими бы декларациями оно ни прикрывалось. С ними уже давно все ясно. Дело уже не в них, дело в нас. Продолжать делать вид, что мы не понимаем враждебную суть их политики и отступать, жертвуя своими интересами, далее неприемлемо. Всякие уступки рассматриваются американцами как презренная слабость и имеют своим результатом лишь ускорение наступления на наши интересы, порождают новые претензии и новые унижения.
Нам нужны нормальные отношения с США. И для того чтобы их выстроить, необходимо покончить с политикой умиротворения и позорных уступок и перейти к политике равноправного сотрудничества и адекватной реакции, поскольку только эта политика достойна суверенного государства. Что касается оценок деклараций и заявлений США, то следует со всей определенностью сказать, что мы выглядим в глазах мировой общественности абсолютно беспомощными и по всем статьям проигрываем борьбу в средствах массовой информации, особенно западных.
Мир давно запутался в наших реакциях и намерениях. Наше руководство не только не может своевременно и в соответствующей форме доносить до общественности свои взгляды, оно прежде всего не может или, во всяком случае, до настоящего времени не смогло в этой области вырабатывать систему принятия внятных решений, обязательных для всех без исключения членов команды.
В стране, по сути, нет органа, координирующего работу наших СМИ, органа, который бы объяснял нашу государственную политику, наши трудности и наши намерения. Правительство, включая МИД и Минпечати, с этой задачей явно не справляется.
Мы продолжаем разговаривать с миром устами деятелей НТВ, благородство души, деловая репутация и патриотизм которых ни у кого не вызывает сомнений, и поэтому имеем тот имидж, который они формируют во гневе, вытекающем из нежелания платить долги. В итоге в глазах мировой общественности Россия все более становится бандитским государством, а российские банки - "общаками", которые поголовно только тем и заняты, что отмывают преступные капиталы, переправляя их в банки Америки и Швейцарии.
Правда, в этом месте логика наших отечественных и зарубежных обличителей резко обрывается. Ведь если российские преступники через российские банки переправляют деньги в банки США, то выходит, что крупнейшие банки этой страны тоже являются как минимум соучастниками этого вида преступлений. Почему бы в этом случае не обратить меры и против этих банков и заставить их обнародовать счета преступных чиновников и преступных группировок и вернуть эти деньги в Россию. Это бы очень помогло России.
Этим самым мы вовсе не хотим сказать, что мы против развертывания в мире борьбы с отмыванием преступных капиталов и не утверждаем, что Россия в должной мере участвует в этой борьбе. Мы против двойных стандартов, мы против того, чтобы борьба с преступниками превращалась в борьбу против России.
Но равно так же мы:
против того, как медленно и неэффективно действует наша собственная исполнительная и законодательная власть, которая до настоящего времени не может принять Федеральный закон о противодействии легализации (отмыванию) денег, полученных преступным путем, и создать орган по его реализации, которая до сих пор не ратифицировала Страсбургскую конвенцию Совета Европы от 08.11.90 г. "Об отмывании, выявлении, изъятии и конфискации доходов от преступной деятельности";
против того, что до настоящего времени наши правоохранительные органы не посадили на скамью подсудимых еще ни одного крупного коррупционера;
против того, что наша Дума принимает закон о сокращении до 3 лет давности по преступлениям, совершенным в процессе приватизации, облегчая участь воров и коррупционеров.
И руководство США не может не понимать, что подавляющая часть российского общества является непосредственной жертвой этой самой коррупции и более чем кто-либо другой является ее противником. И тем не менее в США принимаются решения, наносящие прямой ущерб нашей экономике.
В этих условиях мы должны довести до сведения мировой общественности истинную суть этих решений. В этой связи было бы правильно обсудить последние решения Госдепа и Федеральной резервной системы США в Госдуме России и осудить их антироссийский характер, а также принять обращение Думы к конгрессу и президенту США с требованием передать правительству РФ конкретные материалы по счетам российских физических и юридических лиц, подозреваемых в отмывании средств, и арестовать указанные счета вплоть до расследования российской прокуратурой (возможно, совместно с правоохранительными органами США) природы этих средств. Это было бы правильно и с точки зрения закона, и с точки зрения противодействия попыткам руководства США подменять идею борьбы с преступностью идеей борьбы с Россией.
Но кроме подобных демаршев и действительного усиления борьбы с коррупцией внутри страны мы должны принять конкретные меры по усилению своей экономической безопасности, меры по снижению зависимости нашей экономики от действий руководства США.
В качестве одной из таких мер могла бы стать жесткая рекомендация правительства РФ российским экспортерам и другим участникам внешнеторговой деятельности перейти в контрактах на расчеты в евро, а также рекомендация Центральному банку РФ пересмотреть структуру золотовалютных резервов страны в направлении сокращения в них долларовой составляющей и существенного увеличения составляющей в европейской валюте.
Такая мера могла бы иметь существенное и многоаспектное значение, могла бы стать эффектным и эффективным средством реализации внутриэкономической и внешнеэкономической политики правительства на ближайшее десятилетие.