0
1509
Газета Экономика Интернет-версия

27.06.2001 00:00:00

Валютная либерализация преждевременна

Любовь Долженкова

Об авторе: Любовь Дмитриевна Долженкова - кандидат экономических наук. Юрий Леонидович Родзинский - кандидат экономических наук.

Тэги: капитал, либерализация, финансы, реформа


ЧЕРЕЗ несколько дней истекает срок, отведенный президентом на проработку программы либерализации валютного законодательства. Главный спор между сторонами идет, по сути, вокруг одной темы - нужно ли отменять норму об обязательной продаже валютной выручки. Дискуссия идет уже почти полгода, и навязана она была крупными экспортерами сырья и топлива, бывшими олигархами, большинство из которых сейчас входят в РСПП.

Сырьевики убеждают президента, что надо позволить капиталу свободно покидать страну и тогда ему обязательно захочется снова вернуться в Россию, а за ним последуют и иностранные инвестиции.

Однако для создания благоприятного инвестиционного климата необходимо пройти еще ряд этапов, в частности провести судебную реформу, добиться, чтобы заработала земельная реформа, декриминализовать процедуру банкротства, довести до конца банковскую реформу, отказаться от практики постоянного изменения правил ведения бизнеса, улучшить корпоративное управление, обеспечить прозрачность государственных и частных финансов.

Все эти меры имеют более важное значение для создания инвестиционного климата, чем отмена валютного контроля над экспортной валютной выручкой, и без их осуществления она приведет к усилению утечки валюты из страны. Наша экономика сейчас поддерживается высокими доходами от экспорта нефти, цены на которую закладываются и будут закладываться в основу прогнозов бюджета. Хотя 2000 год расценивается правительством как рекордный по темпам экономического роста, он оказался рекордным и по масштабам утечки валюты из страны, которая не прекращается уже многие годы и достигает 24 млрд. долл. в год.

ПЛАТЕЖНЫЙ БАЛАНС УХУДШИТСЯ

Крупные экспортеры утверждают, что, требуя отмены обязательной продажи экспортной выручки, они действуют как профессионалы. В таком качестве они пытаются приравнять невозврат экспортной выручки к проблеме утечки капитала и на подмене понятий аргументируют необходимость отмены мер валютного контроля. Выручка от экспорта является доходом на вложенный капитал, а не самим капиталом. Доходы от экспорта учитываются в платежном балансе не по статьям движения капиталов, а по текущим операциям, по которым проходят платежи, связанные с торговлей товарами и услугами, проценты по кредитам, дивиденды на вложенный капитал и переводы.

Сальдо платежного баланса по текущим операциям является одним из важнейших экономических показателей наряду с темпами экономического роста, уровнем занятости, инфляции, курсом национальной валюты и состоянием бюджета. Оно характеризует стабильность финансовой системы. Ухудшение состояния платежного баланса по текущим операциям - признак надвигающегося финансового кризиса, как показало лето 1998 года. По расчетам Института проблем глобализации, при 75-процентном нормативе обязательной продажи экспортной валютной выручки реально продается не более 60% (по расчетам ЦМЭИ - не более 50%). Если обязательный норматив снизить до 50%, то количество продаваемой валюты уменьшится до 40%, приток валюты в страну снизится в 1,5 раза, а если упадут цены на нефть, то и вдвое.

Невозврат валютной выручки от экспорта ведет к возникновению дефицита валюты, понижению курса рубля, ограничивает возможности увеличения золотовалютных резервов, ухудшает состояние платежного баланса и дестабилизирует финансовую систему. Накопление в I квартале на транзитных счетах экспортеров сумм, превышающих экспортную выручку, не опровергает, а еще раз подтверждает несвоевременность отмены валютного контроля.

ПРИЧИНЫ УВОДА ПРИБЫЛЕЙ

Высокие цены на сырье и топливо и низкие рентные платежи, несмотря на их некоторое повышение в конце 2000-го - начале 2001 года, обеспечили резкий рост прибылей российских экспортеров. Однако из-за того что в стране все еще отсутствуют нормальные условия для ведения бизнеса, экспортеры не заинтересованы в возвращении на родину валютной выручки сверх сумм, необходимых для проведения расчетов с бюджетом, пополнения оборотного капитала и расходов на потребление, и оставляют ее за границей. Это обусловило установление контроля над возвращением в страну экспортной валютной выручки с целью обеспечения потребностей в валюте импортеров, накопления официальных золотовалютных резервов и стабилизации валютно-финансового положения после финансового кризиса 1998 года. Обязательный возврат экспортной выручки сопряжен для экспортеров с дополнительными расходами (конвертация и др.), и они стремятся оставить выручку за границей, используя различные схемы.

Добиваясь отмены обязательной продажи валютной выручки от экспорта, они рассчитывают увеличить свои доходы за счет понижения курса рубля. Если валюта будет свободно утекать из страны, в которую практически не приходят прямые инвестиции, ее предложение на рынке сократится, возникнет дефицит, и 33 млрд. долл. не хватит, чтобы удержать курс рубля от падения. Поэтому ЦБ РФ, отвечающий за стабильность рубля, достигаемую в том числе и мерами валютного контроля, так категорически выступает против его отмены.

Понижение курса рубля удорожает импорт машин и оборудования и технологий из передовых стран. По данным Бюро экономического анализа, в результате роста курса рубля в прошлом году произошло увеличение импорта машин и оборудования из стран СНГ, а дальнейшее повышение курса рубля сделает в России конкурентоспособным оборудование из развитых стран. Это необходимое, но недостаточное условие. Импорт машин и оборудования осуществляется при наличии благоприятного инвестиционного климата, создание которого у нас по-прежнему затягивается. А пока экспортеры требуют отмены обязательной продажи валютной выручки, мотивируя это либеральными взглядами и намерением продолжать рыночные преобразования. Однако они не обновляли технологический парк, даже когда курс рубля в 1997-1998 годах был явно завышен. Это не мешало использовать инвестиционные льготы, составляющие до 50% прибыли. И если, по подсчетам Минфина, ими пользуется около 80% предприятий, то почему страна стоит на пороге техногенного кризиса? Очевидно, что льготы отменены правильно. А что дает понижение курса рубля населению и экономике в целом?

Для населения - понижение покупательной способности и уровня жизни. Дешевые и качественные импортные товары становятся дорогими и недоступными, за те же деньги потребителю приходится довольствоваться менее качественными изделиями местного производства. Потребительские и другие бывшие неконкурентоспособными при более высоком курсе рубля товары начинают пользоваться спросом, ввоз машин и оборудования становится слишком дорогостоящим, вместо развития наукоемких производств растет вывоз из страны невосполнимых природных ресурсов, сырье, рабочая сила и капитал концентрируются там, где они не могут быть наиболее эффективно использованы. Ресурсы направляются в те отрасли, которые неконкурентоспособны на мировом рынке из-за высоких издержек и низкого качества продукции. Страна не может использовать преимущества международного разделения труда с наибольшей для нее выгодой, усиливается ее отставание от развитых стран.

Отмена обязательной продажи валютной выручки затруднит доступ к ней импортеров, выпускающих товары для внутреннего рынка. Более либеральной мерой в нашей ситуации была бы не отмена, а обязательная продажа всей экспортной валютной выручки. Это приравняло бы для предприятий внутренний рынок к внешнему, так как на том и на другом они получали бы рубли, и позволило бы запустить механизм обратимости, при котором экспортировать могут одни компании, а импортировать - другие, тем более что в последнее время обнаружилась тенденция опережающего роста импорта ввиду повышения реального курса рубля.

КУРС РУБЛЯ - ЗАБОТА НЕ ТОЛЬКО ЦБ

С весны 1999 года по настоящее время понижение номинального валютного курса рубля сильно отставало от роста цен. Это отставание привело к повышению реального курса рубля к доллару. Если эта тенденция продолжится еще в течение следующих двух лет, а это, видимо, произойдет, судя по проекту бюджета на 2002 год, которым предусмотрен средний курс 31,5 рубля за доллар и 12-процентная инфляция, то разрыв между понижением курса рубля и инфляцией составит 40-50%. Недооцененность нашей валюты уменьшается. Если в первые шесть месяцев после августовского кризиса она была в два с лишним раза выше по паритету покупательной способности, чем доллар, рубль был сильно недооценен и имел запас прочности по отношению к инфляции, то скоро он лишится этого запаса.

Разрыв между темпами понижения курса рубля и роста инфляции накапливается, и это подрывает финансовую стабильность экономической системы. Если инфляция будет идти теми же темпами, то в 2003 году к пику выплат по внешнему долгу и предполагаемому техногенному кризису в промышленности, энергетике и коммунальном хозяйстве добавится нестабильность национальной валюты (переоцененный рубль). Типичный случай кризиса в результате переоцененности валюты - последний аргентинский кризис. Понижение курса бразильского реала сделало аргентинский экспорт неконкурентоспособным и требовало понижения курса аргентинской валюты. А это было невозможно в условиях поддержания режима жесткой привязки к валютным резервам ("карренси борд").

Простым решением было бы понижать курс рубля в соответствии с ростом инфляции, и наши оппоненты - поборники отмены обязательной продажи экспортной валютной выручки и понижения курса рубля - решат, что мы зашли в тупик и льем воду на их мельницу, подтверждая, что надо понижать курс рубля в соответствии с ростом инфляции. К решению этой проблемы правительству и Центробанку надо подходить совместно, воздействуя на инфляцию. В текущем году вместо запланированных 14% инфляция, согласно прогнозам аналитиков, составит не менее 18-20%. С мая 2000-го по май 2001 года она равнялась 25%, хотя представители Минфина заявляют, что инфляция по итогам года не превысит 16%.

Минфин и ФКЦБ бездействуют и не принимают мер по развитию сегментов финансового рынка с большим спектром и объемом государственных ценных бумаг и повышению к ним доверия, тем самым лишая возможности Центральный банк стерилизовать излишнюю рублевую ликвидность, накапливающуюся в результате покупки иностранной валюты, посредством расширения операций на открытом рынке и тем самым сдерживать инфляцию. Поэтому Центральный банк вынужден возвратиться к выпуску ОБР, который осуществлялся в качестве антикризисной краткосрочной меры с сентября по декабрь 1998 года. При номинальном объеме государственных ценных бумаг около 200 млрд. руб. до последнего времени на рынке обращалось их всего на 50 млрд. руб. Львиную долю этого рынка держал Сбербанк. В последнее время он начал их сбрасывать, но этого все равно недостаточно для нормального функционирования рынка. Для сравнения отметим, что нарождающийся в последние 1,5-2 года рынок корпоративных облигаций превышает 50 млрд. руб. и быстро растет.

Опасно повышать реальный курс рубля, не снизив инфляцию до однозначных показателей. Очевидно, что нельзя либерализовать валютный контроль над возвращением в страну валютной выручки и допустить сокращение притока в страну валюты, пока в ней не созданы условия для предпринимательской деятельности и идет отток иностранной валюты за границу. Важно сокращать разрыв между темпами падения курса рубля и роста инфляции, для этого нужно бороться с инфляцией. Кораблю нашей экономики предстоит пройти между двумя опасностями: Сциллой обесценения рубля, которое не дает реализовать имеющиеся в стране финансовые ресурсы и направить их в производство, и Харибдой - повышением реального курса рубля при высокой инфляции, подрывающей устойчивость финансовой системы. Поэтому отмена обязательной продажи валютной выручки будет преждевременной до тех пор, пока не обеспечена ценовая стабильность и не создан инвестиционный климат, позволяющий направить финансовые ресурсы в реальную экономику. А для иностранных инвесторов барометром улучшения перспектив вложения капитала в России является не отмена валютного контроля над экспортной выручкой, а прежде всего изменение поведения национальных предпринимателей, которые сами начнут инвестировать в России, а не выводить деньги за границу. И прав экономический советник президента Андрей Илларионов: пока в стране отсутствуют условия для инвестиций, приток иностранной валюты наносит ущерб, раскручивая инфляцию, если для ее покупки печатаются деньги, которые затем не стерилизуются и не идут в реальный сектор. Получается, что лучшее средство от головной боли - гильотина, а не эффективные современные лекарства и правильный образ жизни.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Открытое письмо Анатолия Сульянова Генпрокурору РФ Игорю Краснову

0
1477
Энергетика как искусство

Энергетика как искусство

Василий Матвеев

Участники выставки в Иркутске художественно переосмыслили работу важнейшей отрасли

0
1684
Подмосковье переходит на новые лифты

Подмосковье переходит на новые лифты

Георгий Соловьев

В домах региона устанавливают несколько сотен современных подъемников ежегодно

0
1788
Владимир Путин выступил в роли отца Отечества

Владимир Путин выступил в роли отца Отечества

Анастасия Башкатова

Геннадий Петров

Президент рассказал о тревогах в связи с инфляцией, достижениях в Сирии и о России как единой семье

0
4106

Другие новости