0
913
Газета Экономика Интернет-версия

21.07.2001 00:00:00

Правительство усиливает контроль над экспортом нефти

Тэги: нефть, экспорт, контроль


ПРАВИТЕЛЬСТВО меняет сложившуюся систему экспорта нефти. Наиболее важны два новшества: введение экспортных аукционов, отмена института компаний-координаторов отдельных направлений экспорта. По замыслу правительства, в результате этих мер система экспорта станет прозрачнее, но нефтяникам придется платить больше.

Глава комиссии по доступу к магистральным трубопроводам, вице-премьер Виктор Христенко первым озвучил идею аукционного доступа к трубе, которая сейчас постепенно реализовывается. Предположительно на аукционы будут выставлять весьма ограниченные объемы нефти - 1-2 млн. тонн в квартал. В пакет документов, регламентирующих проведение аукционов, входят проект постановления правительства, положение о проведении конкурсов, а также типовые договоры для компаний на участие в конкурсе. Сейчас идет техническая доработка этих документов, в основном, касающаяся площадок проведения конкурсов. Организатором аукционов скорее всего выступит Центральное диспетчерское управление (ЦДУ-ТЭК), подразделение Минэнерго, обеспечивающее техническую сторону выполнения нефтяными компаниями экспортных графиков, утвержденных правительственной комиссией. При этом есть поручение Минэнерго состыковать проведение аукционов с вопросом по сверхрасчетной добыче нефти. В третьем квартале сверхрасчетная добыча нефти составит около 3 млн. тонн. Часть ее, вероятно, будет направлена на российские НПЗ, а оставшиеся объемы поступят на аукционы.

Безусловно, нефтяники сумеют найти 3 млн. тонн нефти с низкой себестоимостью - экспорт, которой через аукцион может принести государству дополнительные доходы в размере около 40-50 млн. долл. в квартал. Между тем министр экономического развития и торговли Герман Греф считает, что "распространение аукционных принципов на область недропользования даст бюджету миллиарды долларов". Иными словами, правительство явно рассчитывает со временем увеличить объемы нефти, выставляемой на аукционы.

Вопрос в том, согласятся ли на это нефтяники. Рассуждая о миллиардах долларов, Греф исходит из того, что аукционы на импорт сахара и вылов рыбы уже принесли бюджету свыше 500 млн. долл. дополнительных доходов. Но в этих аукционах число участников могло быть как угодно велико, в том числе и за счет привлечения иностранных фирм. Нефтью же в России занимается десяток крупных компаний, которым в принципе договориться между собой гораздо проще, чем рыбакам. Допустят ли на аукцион иностранцев - большой вопрос, так как правительство последовательно проводит линию на то, чтобы экспортом нефти занимались только недропользователи. Мелкие компании, СП не смогут собрать деньги, требующиеся для участия в аукционе. При таком раскладе велика вероятность сговора, и в этом случае надежды правительства на дополнительные доходы от аукционов могут и не сбыться.

Вторым новшеством, направленным на усиление контроля над экспортом, стало признание нецелесообразности сохранения существующей системы координаторов по экспортным направлениям. Если раньше ответственными за координацию экспорта были сами нефтяные компании, то теперь эти функции переходят к Минэнерго.

Действующая система предполагает, что компании, выступающие координаторами направлений экспорта, могут через Минэнерго ограничивать поставки нефти, осуществляемые другими экспортерами по заниженным ценам, чтобы не сбивать цены на внешних рынках, а иногда и перенаправлять экспортные потоки в адрес потребителей, готовых платить больше. Однако на практике координаторы могут использовать свой статус для того, чтобы препятствовать поставкам нефти отдельным потребителям. Например, литовская компания "Мажейкяй Нафта" неоднократно упрекала "ЛУКОЙЛ" в том, что тот затрудняет обеспечение нефтью Мажейкяйский НПЗ, преследуя при этом свои тактические цели. Сам "ЛУКОЙЛ" категорически отрицает возможность использования института координаторов для противодействия поставок нефти конкретным потребителям. Окончательное решение по этому вопросу будет принято на заседании правительственной комиссии по доступу, которая состоится 25 июля. Косвенно возможность такого противодействия признал первый заместитель министра энергетики Иван Матлашов. По его словам, нефтяные компании и "Транснефть" являются хозяйствующими субъектами, находящимися в прямой зависимости друг от друга. При координации экспорта один из контрагентов имеет преимущественное право и может повлиять на экспортные потоки договорной стороны, поэтому Минэнерго считает целесообразным передать министерству функции координации экспорта.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

Андрей Выползов

0
1139
США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
3079
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
1736
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
2085

Другие новости