0
1025
Газета Экономика Интернет-версия

02.08.2001 00:00:00

Минэкономразвития решило не гневить губернаторов

Тэги: минэкономразвития, монополия, тариф


Министерство экономического развития и торговли подготовило проект положения о Федеральной комиссии по тарифной политике и регулированию естественных монополий и предлагает его для выполнения соответствующего поручения президента от 12 июня 2001 года.

Как полагают разработчики, Федеральная тарифная комиссия возьмется регулировать всех естественных монополистов, определяя цены на их услуги, в частности на природный газ и его транспортировку по магистральным газопроводам; газораспределительных станций; передачу электрической и тепловой энергии; транспортировку нефти и нефтепродуктов; перевозку грузов на железнодорожном транспорте; на перевозки пассажиров; погрузочно-разгрузочные работы в портах; обслуживание воздушных судов; услуги почтовой и электрической связи.

Тарифная комиссия не будет регулировать только цены на пригородные электрички, уборку мусора (тоже монопольный вид деятельности), а также пока воздержится от тарифов на электроэнергию, которые в настоящий момент устанавливает Федеральная энергетическая комиссия. Впрочем, Минэкономразвития считает это временным явлением и уже подготовило проект изменений в Федеральном законе "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации", предлагая ликвидировать Федеральную энергетическую комиссию. А пока законотворческие инициативы МЭРТа будут обсуждать в Государственной Думе, Минэкономразвития совместно с новой тарифной организацией планирует "осуществлять методологическую координацию деятельности" Федеральной энергетической комиссии. При этом не исключено, что ФЭК на вполне законных основаниях будет игнорировать какие-либо ценные указания МЭРТа. По самым скромным расчетам на изменение закона потребуется не менее полугода, и, видимо, все это время ведомства Германа Грефа и Георгия Кутового проведут в оживленных дебатах. Не исключено, что этот процесс окажется перманентным, поскольку депутаты Государственной Думы могут и отказать МЭРТу в ликвидации Федеральной энергетической комиссии. Как известно, большинство естественных монополий выступает за сохранение ФЭКа. А своим умением "работать" с депутатами естественные монополисты способны на равных соперничать с любым министерством.

Однако наиболее "сырым" местом в проекте Минэкономразвития специалисты считают "размытый" статус территориальных структур Тарифной комиссии. В концепции Минэкономразвития нет адекватного определения тому, что это за структуры, каким образом они будут формироваться и какую судьбу МЭРТ уготовил региональным энергетическим комиссиям. РЭКи, так же как и ФЭК, прописаны в федеральном законодательстве. По мнению Михаила Хазина, директора по стратегическому планированию компании "Современные Бизнес-Технологии", проблема концепции МЭРТа состоит в том, что по ее логике РЭКи должны быть уничтожены вслед за ФЭКом, поскольку они составляют единую систему тарифного регулирования. При этом ликвидация РЭКов возможна только в рамках определенного консенсуса между правительством и губернаторами. Однако на базе чего должен быть построен этот консенсус, по мнению М.Хазина, никому не понятно, при этом совершенно ясно, что губернаторы РЭКи без боя не отдадут. В Минэкономразвития опасаются гневить региональных лидеров, а потому закрывают глаза на проблему. Однако не решив проблему статуса РЭКов, концепция Федеральной тарифной комиссии не может быть реализована, ибо в таком виде она противоречит действующему законодательству, считает Михаил Хазин.

Возможно, МЭРТ намерен интегрировать РЭКи в свою модель тарифного регулирования и заниматься их "методологической координацией". В таком случае региональная политика Федеральной тарифной комиссии рискует ограничиться исключительно сеансами китайской вежливости. Центр будет делать вид, что руководит, а РЭКи будут делать вид, что исполняют. В случае же если Минэкономразвития потребует от РЭКов большего, комиссии всегда могут сослаться на закон, который их защищает от влияния каких-либо министерств. В итоге ситуация, которую намерен изменить президент, будет законсервирована по причине неопределенности нормативной базы. При этом нужно отметить, как тщательно Минэкономразвития определило степень своего участия в жизнедеятельности самой Тарифной комиссии. В концепции существуют по меньшей мере пять пунктов, благодаря которым ни одно важное решение комиссии не может быть принято без ведома МЭРТа. В министерстве свою опеку объясняют желанием обеспечивать единую тарифную политику в сфере регулирования естественных монополий. Без ответа, правда, остается вопрос: кто обеспечит независимость Тарифной комиссии от самих естественных монополий?


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

Андрей Выползов

0
1621
США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
4088
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
2260
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
2549

Другие новости