0
1422
Газета Экономика Интернет-версия

18.09.2001 00:00:00

Упущенная возможность

Джозеф Стиглиц

Об авторе: Джозеф Стиглиц - профессор экономики Колумбийского университета. ╘ Project Syndicate, September 2001.

Тэги: фишер, идеология, крюгер, мвф


УХОД Стэнли Фишера с поста первого заместителя управляющего МВФ предоставил идеальную возможность для пересмотра идеологии Вашингтонского соглашения Фонда в отношении приватизации, либерализации (особенно либерализации торговли) и макростабилизации. Эта идеология господствовала во время пребывания на посту г-на Фишера. Но назначив вместо него Энн Крюгер, МВФ тем самым возвысил одну из жриц ортодоксальности, и это скорее говорит о настойчивой приверженности неудачному прошлому, чем об обнадеживающем новом направлении на будущее.

Энн Крюгер - уважаемый профессор экономики в Стэнфорде, бывший главный экономист Международного банка реконструкции и развития, человек огромной энергии, целостности и приверженности тому, что она считает полезным для развивающихся стран. Но ее послужной список является также ее самой большой помехой: политика Вашингтонского соглашения, призванная содействовать росту и стабильности стран с развивающейся и переходной экономикой, потерпела полный провал. Область знаний госпожи Крюгер, а именно торговая политика, вряд ли является тем, чем Фонд мог бы воспользоваться для восстановления утраченного доверия к себе.

Выбор доктора Крюгер частично бросает тень на сам процесс назначения на должность - наследие послевоенной дележки новых международных финансовых учреждений согласно Бреттонвудскому соглашению. По условиям этой послевоенной махинации Америка всегда назначала главу Международного банка реконструкции и развития, в то время как Международным валютным фондом всегда должен был руководить европеец, а американец должен был занимать второе место в Фонде. Так с тех пор и осталось.

Несмотря на кончину колониализма, кандидаты из развивающихся стран - средоточия деятельности МВФ - не могут даже и претендовать на эту должность. До назначения доктора Крюгер никто не сказал: "Международный валютный фонд на самом деле является международным. Давайте поищем самого лучшего кандидата, специалиста в области глобальной экономической политики и монетарной экономической теории, в особенности применительно к развивающемуся миру, который смог бы залечить раны прошлого и восстановить доверие бедноты к учреждению, которое, как кажется, игнорирует ее интересы".

Но нет, в результате был назначен американец - причем эта должность является лакомым кусочком, поскольку данное назначение не подлежит утверждению конгрессом США. Поэтому, несмотря на замешательство, связанное с недавним назначением нынешнего управляющего МВФ Хорста Кехлера, когда администрация Клинтона в деспотичной манере наложила вето на первую кандидатуру, предложенную Европой на этот пост, никогда серьезно не рассматривалась кандидатура, глубоко понимающая развивающиеся страны и необходимость нового подхода к решению их проблем. Доминировали соображения так называемого политического реализма (realpolitik): Америка настояла на своем предполагаемом праве, и МВФ с этим молча согласился.

Несмотря на опыт и репутацию доктора Крюгер как экономиста, торговая политика является структурной проблемой, решение которой поручено Международному банку. Значит ли это, что границы между Международным банком и МВФ будут теперь размыты еще больше?

Известные специалисты в области монетарной экономической теории, такие как Стэнли Фишер, испытывали трудности, сталкиваясь с запутанностью современных финансов. У специалиста в области торговли эта запутанность может вызвать еще больше затруднений. Высокие процентные вставки, которые МВФ посоветовал ввести во имя стабилизации, привели к массовым банкротствам и уничтожению капитала. Вместо того чтобы способствовать созданию стабильных накоплений, их ускоренному росту и пониженным процентным ставкам, упрощенческие предписания МВФ, направленные на либерализацию рынков капитала и финансов, часто приводили к обратному результату: краху финансовых секторов, непомерно высоким процентам по займам, социальным неурядицам и политическим переворотам.

Что не удалось? Предполагалось, что проводимая МВФ и Международным банком политика перестройки, сочетающая либерализацию торговли и жесткую кредитно-денежную политику, перенаправит ресурсы от менее эффективного к более эффективному их применению. Однако на практике, когда применяется ограничительная кредитно-денежная политика без надлежащего внимания к развитию финансовых организаций, ориентированных на предоставление кредитов малым и средним предприятиям, находящимся в какой-либо стране, становится практически невозможным создавать новые рабочие места и предприятия. В одной стране за другой работники перемещались с низкопроизводительных рабочих мест в безработицу с нулевой производительностью.

Разработка стратегий, которые будут работать в развивающемся мире, требует глубокого понимания финансовых рынков и законов развития. К сожалению, послужной список доктора Крюгер в этом смысле не сулит ничего хорошего. Какими бы ни были ее заслуги как экономиста в области торговой политики, бессмысленная либерализация торговли без предварительно созданных для этого надлежащих условий не является решением.

Судя по практике, установившейся в Международном банке во время ее пребывания там в должности главного экономиста, нет никаких оснований надеяться на более осмысленное участие развивающихся стран, а тем более на подлинное обсуждение альтернативных стратегий. Это тем более прискорбно сейчас, потому что лидеры большинства развивающихся стран находятся в лучшем, чем когда-либо, положении, позволяющем им принимать осмысленные стратегические решения, чутко реагирующие на ситуацию, складывающуюся в их странах.

Подход МВФ к развивающемуся миру выкроен из того же самого неолиберального материала, как и подход Международного банка, когда очень мало внимания уделяется тому, в действительности ли он отвечает ситуации в тех странах, которым они намереваются помочь. Как результаты всего этого неспособность МВФ справиться с кризисами, непонимание нужд переходных экономик и неспособность оказать содействие развитию оказались неизбежными. Хотя кажется, что доктор Крюгер симпатизирует тем, кто критикует оказание финансовой помощи в крупных размерах со стороны МВФ в эпоху Фишера, просто знания того, против чего вы выступаете, недостаточно. МВФ нуждается в новой парадигме, а не в "разогретом" варианте устаревшей и противоречивой идеологии.

Смена караула в МВФ была необходима и неизбежна. Она давала Фонду возможность продемонстрировать, что он был готов двигаться в новом направлении, что он подготовился к взаимодействию с развивающимися странами по-новому, что годы Вашингтонского соглашения уйдут в прошлое. Конечно же, неверно вкладывать слишком много особого смысла в отдельное назначение. Но приход госпожи Крюгер в Фонд не сулит ничего хорошего ни для развивающегося мира, ни в смысле укрепления размытой легитимности МВФ.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

Андрей Выползов

0
1892
США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
4524
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
2464
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
2820

Другие новости