0
1103
Газета Экономика Интернет-версия

08.07.2002 00:00:00

Купить, чтобы закрыть

Тэги: мобильный телефон, связь, рынок, монополия


Столичный рынок мобильных телефонов - одна из самых привлекательных сфер бизнеса. Сейчас этот рынок оценивается в 200 млн. долл. в год, однако попасть на него стало не так просто. По оценкам Министерства по связи и информатизации, сотовые телефоны есть уже у 48% жителей столицы. Поэтому именно сейчас, в момент близкого насыщения рынка, ожидается самый разгар конкурентной борьбы между салонами сотовой связи, несмотря на то что уровень продаж мобильных телефонов и сотовых контрактов растет. Если на рассвете развития российских телекоммуникаций организовать торговлю мобильниками и оформление договоров мог кто угодно - были бы желание и средства, то теперь для прибыльной работы требуются огромные вложения, в первую очередь для раскрутки дела.

Как считают сами сотовые дилеры и эксперты розничной торговли, достаточно скоро в столице останется не более десятка крупных сетей салонов сотовой связи. Основную же долю рынка займут всего три-четыре сети, где москвичи и будут покупать большую часть телефонов. Сейчас в Москве за месяц продается около 300 тыс. контрактов на оказание услуг сотовой связи. С каждого контракта дилер получает приблизительно 40 долл. прибыли. К этой сумме еще можно прибавить доход от продажи непосредственно мобильного телефона по договору. Естественно, что все действующие салоны, а их около 3000, не могут быть рентабельными.

Основной удар при переделе рынка придется на многочисленные салоны-одиночки. Каждый месяц продается четыре-пять салонов в среднем за 5-7 тыс. долл. каждый. Мелкие салоны уходят и вовсе по 2-3 тыс. долл. А ведь еще пару лет назад салоны сотовой связи были сверхприбыльны: чистая ежемесячная прибыль в районе 5 тыс. долл. была не редкостью при оборотах менее 40 тыс. долл. Правда, стоит сказать, что и у таких мелких торговых точек есть свои ощутимые преимущества. В первую очередь это невысокие цены на мобильные телефоны по сравнению с аналогичными, продающимися в официальных офисах сотовых операторов и крупных сетях салонов. Во-вторых, в салонах-одиночках практически никогда не бывает очередей, что делает весь процесс покупки и оформления контракта достаточно быстрым. Однако вряд ли можно быть уверенным, что в таком магазине вам не подсунут бракованный либо "левый" товар.

Уже сейчас большая часть московского рынка находится под контролем четырех розничных сетей. На долю торгового дома "Евросеть" (владеет примерно 90 салонами) приходится около 15-17% общего объема продаж, следом за ним с небольшим отрывом (12-15%) идут сети "Техмаркет" (70 салонов) и "Связной" (около 100 точек; торговая марка принадлежит компании "Максус"). Последней в этом списке лидеров числятся сеть салонов компании "Анарион". В общей сложности на этих четырех игроков приходится почти 45% всего рынка. Еще 25% контрактов продают сами операторы сотовой связи. Таким образом, на долю остальных участников рынка приходится всего лишь 30%. Однако в перспективе и эта часть будет поглощена более крупными салонами. Эксперты считают, что происходящий процесс является естественным: большие фирмы поглощают малые, так и должно быть. Что примечательно, лидеры мобильного рынка сами признаются, что зачастую покупают мелкие торговые точки, чтобы потом их просто закрыть. Свое существование продолжат только хорошо расположенные салоны.

Почему же все-таки так сложно войти на рынок? Помимо вложений в собственно салоны требуется потратить значительные деньги, чтобы выйти на уровень тех же "Техмаркета" или "Евросети". Так, наружная реклама на 80-100 магазинах обойдется в 800- 900 тыс. долл. В первые три месяца на рекламу в средствах массовой информации необходимо еще 150-250 тыс. долл. Если сюда еще прибавить затраты на обустройство самих торговых точек, то потенциальному конкуренту потребуется выложить даже при самом минимальном раскладе более 1 млн. долл. При существующем риске стать неконкурентоспособным по отношению к уже действующим гигантам вряд ли кто-то захочет пускать такие деньги на столь сомнительное дело.

Между тем существует вероятность того, что с исчезновением дешевых салонов-одиночек произойдет монополизация рынка. Вслед за этим начнется постепенный рост цен на сотовые телефоны. Сейчас невысокие цены в мелких салонах не позволяют лидерам рынка поднять цены на продаваемый товар. Если же ситуация все-таки будет развиваться таким образом, то, по мнению некоторых экспертов, в перспективе можно ожидать замедления темпов развития телекоммуникационной отрасли страны - в частности, рынка мобильных телефонов.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

Владимир Полканов

Компания переводит производство на принципы зеленой экономики

0
1555
Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
3477
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
2545
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
2058

Другие новости