0
1067
Газета Экономика Интернет-версия

16.10.2002 00:00:00

Крик отчаяния корпорации Boeing

Тэги: корпорация боинг, скандал, обвинения, демпинг


Страшный скандал разгорелся в мировой авиационной промышленности. Крупнейший производитель авиационной техники, корпорация Boeing обвинила другую крупнейшую корпорацию Airbus в демпинге.

Начиная с лета два мировых авиагиганта оспаривали друг у друга контракт на поставку 120 пассажирских самолетов для английской авиакомпании EasyJet. Стоит отметить, что до последнего времени EasyJet хранила верность Boeing, ее флот состоял исключительно из самолетов Boeing-747. По словам советника авиакомпании Рэя Уэбстера, приверженность самолетам одной модели помогает существенно снизить расходы на запчасти и ремонт. Именно политика экономии позволила EasyJet стать одной из самых динамично развивающихся авиакомпаний в Европе. Но несмотря на это, EasyJet изменила своему давнему поставщику. 14 октября было объявлено, что контракт на поставку 120 лайнеров А319 перевозчик заключает с Airbus.

Стоимость контракта очень серьезная - 4 млрд. фунтов стерлингов. Однако в Boeing считают, что эта цифра слишком мала. По оценке экспертов, предоставленные Airbus скидки составляют 40-45% каталожной цены самолетов. Неудивительно, что представители Boeing после этого заявили через прессу, что Airbus продает самолеты себе в убыток и что таким образом европейский концерн "разрушает индустрию".

В Airbus с обвинениями Boeing не согласны. Вице-президент компании Джон Лихи заявил, что "эта сделка выгодна с первого дня". В московском представительстве компании Airbus корреспонденту "НГ" сказали, что еще не было случая, когда бы Airbus продавал самолеты себе в убыток. В российском представительстве Boeing от неприятных комментариев ушли.

Победу Airbus нельзя считать случайной. Скорее это очередная, хотя и очень важная веха в идущем последние два года переделе мирового авиационного рынка. Руководители Boeing с ужасом осознают, что они теряют лидерство, постепенно отставая от своих европейских конкурентов. Пока еще из всех летающих в мире самолетов западного производства 80% приходится на выпущенные компанией Boeing либо ее дочерними структурами. Но уже по итогам 2001 года на Airbus пришлось 53% мирового рынка, если считать количество самолетов, и 61%, если считать стоимость заказанной техники. В 2001 году Airbus впервые в истории обошел Boeing по стоимости продаж. В июле этого года было объявлено, что портфель заказов Airbus включает контракты на поставку 1714 пассажирских самолетов, в то время как Boeing имеет 1481 заказ.

Конкуренция между двумя гигантами становится столь острой еще и потому, что она происходит на фоне общего спада в мировом авиастроении. Глобальный экономический кризис в сочетании с нервозной обстановкой, вызванной терактами, резко сократил объемы пассажирских авиаперевозок. Многие авиакомпании терпят убытки, многие разоряются, соответственно снижаются объемы закупок авиационной техники. А поскольку в США экономический кризис острее, чем в Европе, то соответственно, положение Boeing хуже, чем у европейского авиаконцерна. Перед началом нынешнего года Boeing заявил о сокращении 30 тыс. рабочих мест в течение 12 месяцев и сокращении производства с 500 самолетов в прошлом году до 400 в нынешнем и 350 в 2003-м. Так что нынешние обвинения со стороны Boeing - скорее жест отчаяния.

Председатель правления Международного союза авиационной промышленности Владимир Калманович, комментируя для "НГ" сложившуюся ситуацию, отметил, что конкуренция на мировых авиационных рынках обостряется. Это объективная тенденция, и методы конкуренции достаточно разнообразны, причем они иногда включают в себя сознательный демпинг. Произошедший инцидент, отметил Калманович, еще раз напомнил российским авиастроителям, как важно не ошибиться, выбирая, с каким из двух мировых центров авиастроения сотрудничать. В то же время, по словам главы Международного союза, по своим технологическим возможностям российские авиапромышленники имеют больше перспектив при сотрудничестве с европейскими коллегами.

Учитывая, что европейцы сейчас наступают, Россия, видимо, сделала правильную ставку.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Как "Мособлэнерго" изменило электросетевое хозяйство Подмосковья

Как "Мособлэнерго" изменило электросетевое хозяйство Подмосковья

Георгий Соловьев

За 20 лет своей истории компания вошла в число лидеров региональной энергетики

0
1928
Цементная промышленность ведет битву за специалистов

Цементная промышленность ведет битву за специалистов

Владимир Полканов

Как предприятия отрасли решают кадровые проблемы

0
1698
Путин обсудил вопросы языкознания

Путин обсудил вопросы языкознания

Иван Родин

2028-й скорее станет Годом Тютчева, чем Толстого

0
1906
Защищая природу и сохраняя биоразнообразие

Защищая природу и сохраняя биоразнообразие

Татьяна Астафьева

"Роснефть" за год вложила в экологические проекты 74 миллиарда рублей

0
1607

Другие новости