0
1320
Газета Экономика Интернет-версия

21.10.2002 00:00:00

Самый перспективный в мире рынок

Тэги: россия, рынок, иностранцы, конкуренты


Если розничную торговлю не называют еще локомотивом экономики, так это только потому, что мы по советской привычке не считаем производство услуг (в отличие от производства материальной продукции) чем-то серьезным. Между тем розничная торговля представляет собой чрезвычайно динамично развивающийся вид бизнеса. По итогам 8 месяцев текущего года оборот розничной торговли в России вырос на 8,8% - до 2,3 трлн. руб.

Еще быстрее внутри торговой отрасли растут торговые сети. По оценкам экспертов, рост сетевых компаний в России составляет 20-50% в год, что совершенно недостижимо для торговых компаний на Западе. В Москве в 2001 году было построено 14 торговых комплексов. В этом году должно быть построено еще столько же, в следующем году запланировано строительство еще 18 торговых комплексов.

Тем не менее Россия с точки зрения розничной торговли - совершенно девственная территория. Например, в столице сосредоточено 30,3% оборота розничной и 42% оптовой торговли России. Однако, по официальным оценкам московского правительства, торговыми объектами сегодня не обеспечено 47% городских территорий.

В последние два года все специалисты и журналисты, пишущие о проблемах розничной торговли, спорят о том, не приведет ли вторжение в Россию западных торговых сетей к гибели отечественного торгового бизнеса. Опасения эти вроде бы весьма основательны: согласно опубликованному в июле рейтингу консалтинговой компании A.T. Kearney, Россия входит в пятерку наиболее привлекательных развивающихся рынков для глобальных розничных сетей. По оценке этого же агентства, в большинстве российских торговых предприятий доход на квадратный метр превосходит западный уровень. Поэтому иностранные сети, которым удалось закрепиться на нашем рынке, об этом не жалеют. По данным Национальной торговой ассоциации, оборот в московских магазинах немецкой сети "Метро" и шведской "Икеа" является рекордным для этих сетей. Однако их доля на российском рынке пока что совершенно ничтожна.

Также пока не подтверждаются опасения, что иностранные сети будут покупать только товары западных производителей, потому что наши товары хуже, а с западными поставщиками у них налаженные связи. Когда турецкая сеть "Рамстор" только начинала работать в России, 85% товаров на рамсторовских прилавках были импортными. Однако теперь ситуация изменилась коренным образом: 64-66% товаров - российского производства.

Динамичное развитие розничной торговли делает ее интересной сферой инвестиций со стороны наших финансово-промышленных групп, в том числе сырьевых. По словам Малышкова, "сегодня наши нефтяные и газовые компании начали вкладывать деньги в розницу. Уже по 150-200 млн. долларов". Кстати, самая большая по обороту рознично-торговая компания России - сеть "Перекресток", принадлежащая консорциуму "Альфа-групп".

Впрочем, данные статистики показывают, что основным источником инвестиций в розничную торговлю являются все-таки иностранцы. В прошлом году их инвестиции составили 4 млрд. долл., российские - 370 млн. За 8 месяцев 2002 года было вложено 2,7 млрд. долл. иностранными компаниями и 260 млн. - российскими. Быстрее всех развивается "Рамстор", который к концу года должен довести количество своих магазинов в Москве до 16, в том числе количество гипермаркетов - до 5. "Рамстор" уже объявил о своих планах по строительству магазинов в пяти регионах. Недавно стало известно о планах вторжения в Москву немецкой продовольственной сети "Реал", которая в партнерстве с Московской девелоперской компанией (МДК) планируют открыть в Москве в течение 4-5 лет 20 гипермаркетов на участках примерно в 7 га, расположенных в основном недалеко от МКАД. Немецкая сеть магазинов "Оби", продающая товары для дома, планирует строить гипермаркеты в Подмосковье.

Иностранцы не только приносят с собой инвестиции, но и дают нашим торговцам пример, как надо работать. Кроме того, присутствие иностранных ритейлоров иногда провоцирует снижение цен. Так, когда в Москве открылся торгующий со скидками французский гипермаркет "Ашан", который объявил, что его деятельность представляет собой "Удар по ценам", отечественной сети "Седьмой континент" ничего не оставалось, как выдвинуть лозунг "Наш удар по ценам". В ту же самую торговую войну был вовлечен "Рамстор", который начал операцию "Ценопад". От подобных ценовых войн выигрывают только покупатели. И под влиянием подобных фактов становится все труднее находить аргументы за принятие каких-то особых мер по защите нашего рынка от иностранных сетей.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Открытое письмо Анатолия Сульянова Генпрокурору РФ Игорю Краснову

0
1520
Энергетика как искусство

Энергетика как искусство

Василий Матвеев

Участники выставки в Иркутске художественно переосмыслили работу важнейшей отрасли

0
1726
Подмосковье переходит на новые лифты

Подмосковье переходит на новые лифты

Георгий Соловьев

В домах региона устанавливают несколько сотен современных подъемников ежегодно

0
1833
Владимир Путин выступил в роли отца Отечества

Владимир Путин выступил в роли отца Отечества

Анастасия Башкатова

Геннадий Петров

Президент рассказал о тревогах в связи с инфляцией, достижениях в Сирии и о России как единой семье

0
4174

Другие новости