0
893
Газета Экономика Интернет-версия

20.03.2003 00:00:00

Скорых инвестиций в иракскую нефть не будет

Роберт Эбель

Об авторе: Роберт Эбель - директор энергетических программ Центра стратегических и международных исследований.

Тэги: ирак, нефть, инвестиции


Неспособность администрации Буша представить убедительные свидетельства того, что Саддам Хусейн обладает оружием массового уничтожения и программами по его производству, питает весьма распространенное поверье, что запланированная военная интервенция в Ирак на самом деле имеет отношение только к нефти. Однако это не так, и война сама по себе имеет отношение не к нефти, а к свержению Саддама. Однако как только эта цель будет достигнута, уже на следующее утро все будет вращаться именно вокруг нефти.

Ирак стоит на втором месте по запасам нефти после Саудовской Аравии. Производственные издержки там низкие, отдача очень высокая, да и сама иракская нефть отличного качества. Порты, откуда нефть экспортируется, расположены вблизи от мест добычи, и растущие рынки Юго-Восточной Азии и Дальнего Востока также относительно недалеко.

Уже длительное время муссируется тезис о том, что в послевоенном Ираке производство и экспорт нефти быстро и значительно возрастет, тем самым снижая мировую цену на нефть. Это, в свою очередь, выгодно американской экономике, потребляющей почти 20 млн. баррелей в день, или каждый четвертый баррель, потребляемый мировой экономикой. Однако этого не случится. Необходимые для подобного сценария инвестиции если и будут приходить, то медленно, разработка нефтяных месторождений также требует времени. Наконец, ни один инвестор не будет подвергать свое будущее опасности, азартно производя и экспортируя нефть в объемах, превышающих рыночный спрос.

Россия уже давно вовлечена в иракскую нефтяную индустрию и, совершенно очевидно, желает сохранить свои лидирующие позиции. Однако российские компании опасаются, что в послевоенном Ираке они будут оттуда вытолкнуты в пользу компаний американских. Эта тема была поднята президентом Бушем, который, хоть и не уполномочен давать какие-либо гарантии, все же признал эту озабоченность. Будут ли после войны уважаться подписанные ранее контракты, как, например, с "ЛУКОЙЛом"? Этой и другим работающим сейчас в Ираке компаниям следует ожидать, что все сегодняшние контракты будут по крайней мере заново рассмотрены, и не следует сильно удивляться, если возникнет перспектива их расторжения. В то же время российским нефтяным компаниям не следует беспокоиться о том, что их могут вообще выгнать из Ирака. Этому просто нет никакого оправдания и объяснения - ни политического, ни какого-либо еще.

Иностранные компании заинтересованы в Ираке благодаря его громадной резервной базе. Все будут внимательно следить за развитием ситуации в Ираке, особенно что касается нефти, однако далеко не все сразу возьмут на себя обязательства инвестировать. Многое будет зависеть прежде всего от того, каким окажется послевоенный Ирак. Будет ли поражение Саддама быстрым и всеобъемлющим, с относительно небольшим ущербом для страны, или военная кампания затянется с тяжелыми издержками для обеих сторон, и прежде всего с огромным негативом для нефтяного сектора? Сколько потребуется денег и времени для того, чтобы вернуть иракский нефтяной сектор к статусу конца 70-х, то есть до периода войн и санкций?

Объем капитала, инвестируемого ежегодно иностранными нефтяными компаниями, не безграничен. Часто необходимо принимать очень трудные решения по тому, где брать на себя обязательство, а где не брать. Привлечет ли Ирак, к беспокойству России и еще большему беспокойству Азербайджана и Казахстана, инвестиции, которые в противном случае могли быть вложены в эти три страны? В конце концов в Ираке меньше всего "подводных камней" и нет транзитных стран на пути экспорта.

В западной прессе ходило очень много спекуляций, что Россия может рассматриваться как альтернатива Персидскому заливу в качестве поставщика нефти. Это сильно переоценивает объемы нефти, которые Россия даже по максимуму может предложить мировому рынку. Импортирующие страны склоняются к обеспечению безопасности поставок путем диверсификации этих поставок, и любая дополнительная российская нефть будет только приветствоваться. Не важно, кому продается российская нефть. Важно, чтобы импортирующие ее страны имели также иной источник поставок, имели бы выбор. Более того, станут ли Соединенные Штаты значительным потребителем российской нефти, будет зависеть от экономики. То есть - может ли российская нефть доставляться до США по конкурентоспособной цене, и при этом с выгодой для российских поставщиков?

Нефть стала подлинно международным товаром, и производитель, и потребитель теперь в равной степени зависят от событий в любом уголке мира, от всего, что влияет на нефтяной спрос и предложение. Таким образом, темп, с которым будет развиваться нефтяная индустрия Ирака, окажет влияние не только на США или Россию, но на весь мир. И именно в этом контексте нам следует искать верную модель развития иракской нефти.

Вашингтон


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Бои в зоне СВО и на «курском фронте» по-прежнему ожесточенные

Бои в зоне СВО и на «курском фронте» по-прежнему ожесточенные

Денис Писарев

Экс-представитель Трампа по Украине обозначил возможные условия урегулирования конфликта

0
2185
Региональная политика 30 декабря – 2 января в зеркале Telegram

Региональная политика 30 декабря – 2 января в зеркале Telegram

0
1254
Официальные курсы валют до 9 января 2025 года

Официальные курсы валют до 9 января 2025 года

0
3560
Андрей Быстрицкий. Правила счисления. Навстречу 2025 году

Андрей Быстрицкий. Правила счисления. Навстречу 2025 году

Андрей Быстрицкий

0
4433

Другие новости