0
1212
Газета Экономика Интернет-версия

07.02.2007 00:00:00

У.е. не желает отступать

Тэги: у.е., продавец, дилер, валюта


Росаэронавигация переходит с 15 февраля при расчетах с иностранными авиакомпаниями за пролет их воздушных судов над территорией РФ с долларов на рубли. Этот шаг по переводу расчетов в рубли демонстрирует возросшее доверие хозяйствующих субъектов к национальной валюте. Помимо Росаэронавигации о переводе своих тарифов с у.е. на рубли еще месяц назад заявил оператор сотовой связи МТС. Конкурирующий с ним «Вымпелком» намерен сделать аналогичный шаг в апреле. Однако, несмотря на набирающий популярность перевод расчетов на рубли, ожидать в ближайшее время полного отказа от прайс-листов в у.е. и иностранной валюте не стоит. Несмотря на то что на практике платежи почти всегда осуществляются в рублях по курсу расчетных единиц, квазиденежные у.е., доллары и евро в ряде случаев намного удобнее для расчетов, чем рубли.

Иметь дело с у.е. проще при торговле товарами и услугами, цену на которые формируют зарубежные производители. Вместо того чтобы каждый день пересматривать ценники в зависимости от колебания валютных курсов либо заранее закладывать в них максимально невыгодный курс, предприниматели предпочитают назначать цену в квазиденежных единицах. Правда, это не ограждает от попыток компании искусственно установить невыгодным для клиента уже сам курс у.е. Например, в то время как текущий курс доллара колеблется в районе 26,5 рубля, внутренний курс у.е. в компании «Вымпелком», который когда-то был близок доллару, сегодня от него сильно отличается – 28,7 рубля за доллар. Это несоответствие цены услуги официальному курсу американской валюты сотрудник пресс-службы «Вымпелкома» Елена Прохорова объяснила «необходимостью настройки биллинговой системы, которой пользуется компания». По ее словам, внутренний курс компании рассчитан «как среднее значение курса ЦБ+1% за период с 01.10.05 по 01.04.06, то есть взят средний курс за полугодие, предшествовавшее принятию решения о цене у.е.».

Не только услуги сотовой компании, но и иные товары или услуги просто неудобно переоценивать ежедневно, исходя из биржевого курса американской валюты, объясняет аналитик ИК «ФИНАМ» Ольга Комарова. Поэтому продавцы устанавливают фиксированный курс на долгосрочную перспективу.

Широко распространены расчеты в квазиденежных единицах у компаний, специализирующихся на зарубежном туризме. Как сообщила «НГ» заместитель генерального директора компании «Натали турс» Татьяна Чувилкина, в компании может быть несколько курсов у.е. «в зависимости от того, какая твердая валюта используется в стране туристического паломничества». При этом в расчет берется даже система налогообложения компаний-контрагентов. «Если агент использует упрощенную систему уплаты НДС, то условная единица рассчитывается из курса ЦБ плюс 1,5%, если агент уплачивает налог сам, то – курс ЦБ плюс 0,5%», – поясняет Чувилкина.

Аналогичным способом формируется цена и при продаже в России импортных автомобилей. Компания-автодилер расплачивается с поставщиками по той цене, которую им диктуют. В какой момент делается торговая наценка – а именно эта часть цены и считается основным заработком продавца товара в России, – решает сам продавец.

Ольга Комарова считает перевод в у.е. или другие валюты хитростью дилеров, которая позволяет им увеличить свои доходы.

Своя специфика использования у.е. у застройщиков. Нередко они ее курс устанавливают намного выше доллара, а то и евро в расчете на то, что покупатель обратит на это внимание в самый последний момент, когда уже сделает выбор в их пользу.

Поскольку зарплаты в России нередко номинируются в той же американской валюте, то и покупатели молча соглашались тратить не рубли, а у.е., которые в его понимании и есть доллары или евро. Депутат Госдумы Петр Шелищ трактует мотив российских продавцов несколько иначе. По его словам, «указание цены товара в у.е. зависит от уникальности товара или услуги и от интуиции продавца». Чтобы «интуиция» не подводила продавцов в процессе хоть и небольшого, но постоянного колебания курса доллара, они и выдумали особенную, условную единицу стоимости своего товара или услуги.

Законодательство об использовании у.е.

Употребление суррогатной «денежной» единицы стоимости товара или услуги на территории РФ законно при соблюдении условия уведомления покупателя об условиях купли-продажи. Как говорится в Законе «О защите прав потребителей», «информация о товарах, работах и услугах по общему правилу должна среди прочего предусматривать сведения о цене этих товаров (работ, услуг) в рублях и условиях их приобретения» (п. 2 ст. 10). К условиям приобретения можно отнести и номинирование цены в у.е. Иными словами, закон категорически не запрещает указывать на ценниках у.е. Как пояснили «НГ» в Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор), «продавцы обязаны обеспечить доведение информации о цене соответствующих услуг в рублях, а дополнительно по соглашению с конкретным потребителем определить, что подлежащая оплате в рублях сумма рассчитывается исходя из определенной курсовой стоимости той или иной иностранной валюты (условной денежной единицы)».


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Открытое письмо Анатолия Сульянова Генпрокурору РФ Игорю Краснову

0
1440
Энергетика как искусство

Энергетика как искусство

Василий Матвеев

Участники выставки в Иркутске художественно переосмыслили работу важнейшей отрасли

0
1645
Подмосковье переходит на новые лифты

Подмосковье переходит на новые лифты

Георгий Соловьев

В домах региона устанавливают несколько сотен современных подъемников ежегодно

0
1753
Владимир Путин выступил в роли отца Отечества

Владимир Путин выступил в роли отца Отечества

Анастасия Башкатова

Геннадий Петров

Президент рассказал о тревогах в связи с инфляцией, достижениях в Сирии и о России как единой семье

0
4058

Другие новости