0
1214
Газета Экономика Интернет-версия

29.04.2008 00:00:00

Производственная маршрутная карта для Великобритании

Джон Роуз

Об авторе: Джон Роуз - президент компании Rolls-Royce. Статья опубликована в Financial Times 23.04.08.

Тэги: великобритания, кризис, ипотека


великобритания, кризис, ипотека Джон Роуз призывает не рассматривать промышленность, как пережиток индустриального общества.
Фото Reuters

Негативные последствия кризиса кредитования заявляют о себе чуть ли не каждую неделю. В последнее время внимание мировой общественности обращено на Испанию, чья уязвимость перед экономическим спадом, вероятно, усилится в связи с тем акцентом, который делается в этой стране на сферу (земельной) собственности и сферу строительства. Проблемы Италии – высокий дефицит государственного сектора и растущая инфляция – также широко освещаются в СМИ. В Великобритании же миллиардер-инвестор Уоррен Баффет указывает на то, что структура экономики страны делает ее чрезвычайно уязвимой перед любым экономическим спадом, начинающимся в США.

Все это может стать поводом для пессимистического настроения, но обратная сторона медали заключается в том, что кризис кредитования дает Великобритании беспрецедентную возможность приступить к решению ряда основополагающих вопросов о том, как же населению страны обеспечить свое существование в XXI веке. Надо сказать, что у нас осталось совсем немного времени для разрешения ситуации и кризис кредитования может придать импульс для нахождения ответа на вопрос, который на протяжении более чем 50 лет ставил в тупик политических деятелей.

Ситуация уходит корнями в заблуждение о том, что Великобритания станет локомотивом развитых государств на пути в так называемое постиндустриальное общество. Суть концепции заключалась в том, что мы будем генерировать идеи, а другие страны будут выполнять незавидную роль производителей готового продукта. Оценить масштабы спада в производственной базе можно на основании того факта, что за последние 10 лет мы лишились около миллиона работников промышленной сферы. Потеря этих работников повлекла за собой исчезновение торговых марок, интеллектуальной собственности и – для исследователей – путей на рынок для их изобретений.

Все вышесказанное ни в коей мере не призвано поставить под сомнение значимость финансовых услуг, в плане которых страна находится среди мировых лидеров. Государство создает почти миллион достойно оплачиваемых трудовых мест, дает солидный доход от налога с доходов компаний и плюсовой платежный баланс в размере около 20 млрд. фунтов стерлингов (40 млрд. долл. США). К сожалению, это не восполняет наш 70-миллиардный дефицит в торговле промышленными товарами. Определенный риск сегодня представляет и наша одержимость услугами, когда нехватка баланса все увеличивает шансы страны на потерю высоты в плане темпов экономики, что, безусловно, пугает все население. Что же надо сделать, чтобы выйти из экономического пике и обеспечить стабильность в будущем?

Прежде всего надо перестать рассматривать промышленность в качестве некого пережитка промышленной революции. Производство с высокой добавленной стоимостью приносит большой доход, оно пронизывает экономическую систему не только Лондона и юго-востока, но и всей страны; оно хорошо окупается, но не способствует существенному расхождению в уровне дохода; оно стимулирует различные навыки; оно требует и поддерживает обширную поставочную сеть, создает дополнительную стоимость и порождает богатство.

Обладание основательной промышленной базой делает нас влиятельными в мире. Ранее мы были крупными поставщиками инфраструктурных услуг. Сегодня же такие страны, как Китай или Индия, рассматривая варианты переоснащения собственной инфраструктуры, обращаются к таким компаниям, как Bombardier, Siemens и Alstom, – по железнодорожным вопросам; Alstom, Siemens и General Electric – по производству энергии; Areva, GE и Westinghouse – по ядерной энергетике; Boeing или Airbus – по самолетостроению; к Dubai Ports, Hutchison Whampoa, AP MollerMaersk или PSA Singapore – по портовому сектору.

Идея того, что промышленность более не входит в число направлений, соответствующих уровню развитого государства, выглядит еще менее разумной, стоит только посмотреть на Германию и северную Италию, которые характеризуются внушительным торговым балансом по промышленным товарам. Преимущество США, еще более подогреваемое слабеющим долларом, заключается в их прочной позиции в промышленной деятельности с высокой добавленной стоимостью. Успех на мировых рынках скорее придет к активно рекламируемым производственным компаниям, ориентированным на экспорт, высокотехнологичный подход и производительность.

Убедившись (я надеюсь) в значимости производства с высокой прибавочной стоимостью для любой успешной экономики, нам необходимо разработать рамочную структуру или «маршрутную карту» для определения приоритетов как для государственных, так и для частных инвестиций. К сожалению, страх возврата к чему бы то ни было, что отдаленно может напоминать централизованное промышленное планирование, привел к тому, что обсуждение подобной структуры оказалось под запретом.

При этом положительное воздействие разработки эффективной рамочной структуры для более сбалансированной экономики было бы значительным. Нам удалось бы не только сохранить рабочие места с высокой добавочной стоимостью, но и заинтересовать иностранные компании в создании рабочих мест у нас в стране, потому что те, кто придет, будут иметь абсолютно четкое понимание относительно наших намерений, целей и приоритетов.

Позвольте поделиться двумя предложениями конкретных мер, которые можно предпринять уже сегодня. В рамках наших действий в отношении двух проблем (изменение климата и энергетическая безопасность) правительство приняло решение о значительных инвестициях в ядерную энергетику и альтернативные источники энергии. Проведение в жизнь вышеуказанных решений потребует от нас потратить очень большие деньги на неанглийские компании, потому что именно они в основном владеют необходимыми нам технологическими решениями и навыками. Правительство должно воспользоваться своим рычагом снабжения, чтобы обеспечить в стране разработку соответствующих навыков и возможностей силами компаний, победившими на тендере. Другими словами – нам необходимо проводить курс на взаимозачет.

Также необходимо, чтобы правительство акцентировало свои расходы по НИОКР на сферы, связанные с выработкой энергии, таким образом нацеливая компании, вузы и НИИ на те сегменты, где мы можем создать конкурентное преимущество. Если нам удастся это сделать, мы вполне сможем присоединиться к огромному всеобъемлющему рынку промышленных решений, нацеленных на смягчение последствий климатических изменений и на обеспечение энергетической безопасности.

Во-вторых, мы должны принять вызов от развитых и развивающихся в промышленном плане стран с тщательно продуманной политикой. Необходимо объединение финансовых инициатив с соответствующим образом организованным вузом и системой профессионального образования, а также с восприимчивыми местными и региональными правительственными курсами.

В плане финансовых услуг мы абсолютно верно установили конкурентоспособность City of London (деловой части города) в отношении других финансовых центров в качестве эталона, и правительство согласилось принять финансовую среду Великобритании для поддержания этой конкурентоспособности. Наши правительства также должны быть готовы принять тот же подход к определению эталона относительной конкурентоспособности нашей поддержки отраслей с высокой добавочной стоимостью, полученной путем согласованного финансирования приобретенных на ранней стадии технологий и демонстрации, или путем налоговых льгот по НИОКР, или стимулированием развития комплексов промышленных предприятий, или поддержкой экспорта, или стимулированием специальной подготовки.

В качестве примеров передовой мировой практики можно привести США, Германию и Сингапур. Нам надо подстроить эти модели под наши потенциальные возможности и разработать новые механизмы для их реализации.

Раньше, когда я говорил об этих вещах, меня нередко обвиняли в призыве к возврату к провалившемуся эксперименту по выбору победителей или по выбиванию поощрения и субсидий. Я бы выделил следующие моменты.

Никакой бизнес, включая мой собственный, не в состоянии добиться успеха на конкурентном рынке, если в основе его инвестиционных приоритетов нет четкой и последовательной стратегии. То же самое работает и в экономике, где без подобной маршрутной карты невозможно определить в качестве приоритетных инвестиции в развитие навыков, проведение исследований и переоснащение инфраструктуры.

Во-вторых, всемирно известные компании, такие как Rolls-Royce, имеющие выход на рынок и интеллектуальную собственность, имеют также и выбор. Мне просто хочется, чтобы Великобритания была достаточно сильна и чувствовала себя комфортно при рассмотрении различных вариантов.

Основанная на обширной базе экономика, чья промышленность характеризуется высокой стоимостью, скорее будет демонстрировать куда большую устойчивость, нежели экономика с маленькой базой. Она создает более благоприятную обстановку для поддержки инноваций, развития новых бизнесов и поддержку существующих отраслей, имеющих реальную ценность. Она также более способствует тому, чтобы научные открытия имели больше шансов на материальное воплощение на рынке, создавая таким образом дополнительную ценность для страны, профинансировавшей эти изыскания.

Потребность в обширном наборе навыков, помноженная на высокую вероятность их применения, положительно скажется на результатах деятельности нашей образовательной системы и создаст дополнительные варианты решения проблем и извлечения прибыли.

Закончить хотелось бы на оптимистичной ноте. При условии, что нам удастся избежать традиционных продолжительных политических дебатов, у нас есть реальная возможность в рамках всего государства сформировать позицию по дальнейшему пути для экономики Великобритании, который будет иметь существенное значение для последующих поколений. В прошлом Великобритания была лидером в промышленном плане, и сейчас мы крайне заинтересованы в возвращении нашей стране этого статуса. Подобные действия позволят нам создать положительный противовес также процветающей отрасли услуг с высокой стоимостью, пользующейся плодами знаний и умений блестящих, разносторонне образованных многочисленных студентов и выпускников, без участия которых успех производства с высокой стоимостью невозможен.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Бои в зоне СВО и на «курском фронте» по-прежнему ожесточенные

Бои в зоне СВО и на «курском фронте» по-прежнему ожесточенные

Денис Писарев

Экс-представитель Трампа по Украине обозначил возможные условия урегулирования конфликта

0
2390
Региональная политика 30 декабря – 2 января в зеркале Telegram

Региональная политика 30 декабря – 2 января в зеркале Telegram

0
1375
Официальные курсы валют до 9 января 2025 года

Официальные курсы валют до 9 января 2025 года

0
3773
Андрей Быстрицкий. Правила счисления. Навстречу 2025 году

Андрей Быстрицкий. Правила счисления. Навстречу 2025 году

Андрей Быстрицкий

0
4779

Другие новости