0
1438
Газета Экономика Интернет-версия

22.05.2008 00:00:00

Как удержать цены на продукты?

Тэги: политика, продовольствие, цены


Этим вопросом были озабочены участники правительственного совещания по сельскому хозяйству, на котором присутствовали премьер-министр Владимир Путин, первый вице-премьер Виктор Зубков, министр финансов Алексей Кудрин, министр сельского хозяйства Алексей Гордеев и многие другие. В рамках дискуссии затрагивался и вопрос о ценах на удобрения для сельхозпроизводителей, которые в последнее время быстро росли.

Ряд крупных компаний, в первую очередь «Еврохим» и «ФосАгро», прилагают значительные усилия по развитию внутреннего рынка, ими созданы мощные сбытовые сети в регионах, в сумме их поставки на внутренний рынок приближаются к 60% объема потреблений удобрений в целом. В то же время значительная часть агрохимических компаний так прочно сориентирована на экспорт, что никакие вывозные пошлины их теперь остановить не смогут.

Возьмем для примера компанию «Уралхим», объединяющую ОАО «Кирово-Чепецкий химкомбинат» (КЧХК), находящийся в Кировской области, и ОАО «Азот» из Березников (север Пермской области). Казалось бы, что сама география этих предприятий замыкает их сбыт на внутренний рынок. До портов очень далеко, логистика очень сложная. А рядом – Южный Урал, Оренбуржье, юг Западной Сибири, благодатные места для сельхозпроизводства. Но маркетинговая политика собственников «Уралхима» практически полностью ориентировала предприятия на экспорт. Причем сориентировала так, что для экспорта на отдельные рынки были созданы и освоены производством принципиально новые агрохимические продукты, не имеющие никакого спроса на внутреннем рынке. Вот лишь некоторые из них. Известково-аммиачная селитра специально разрабатывалась для подкисленных почв Германии и Скандинавии. Сложное удобрение с высоким содержанием азота, нормальным – фосфора и кальция и с добавлением 2% серы специально подгонялось по параметрам для пастбищного животноводства Англии и Ирландии.

Весьма дорогое бесхлорное удобрение с содержанием азота, фосфора и калия по 18% остро необходимо для всех теплиц и парников, но только в Западной Европе. Для них нужны именно бесхлорные удобрения, а оторвать хлор от хлористого калия, который производят «Уралкалий» и «Сильвинит», и чистый калий пустить в производство – это сложная технологическая задача. Производится на «Уралхиме» и целая продуктовая линейка традиционных удобрений с добавлением серы. Никому в России эти удобрения не нужны. А в Европе при посеве рапса для производства биотоплива без них не обойтись.

В итоге маркетинговая и технологическая политика привела к такому сдвигу в производственном процессе, что практически вся продукция «Уралхима» четко ориентирована на внешний, в основном западноевропейский рынок.

Абсолютно аналогичная ситуация и в холдинге «Акрон». Основной экспортный товар – нитроаммофоска, специально подогнана по всем трем компонентам под выращивание риса в Китае. Как только Западная Европа ввела запрет на оборот взрывоопасной аммиачной селитры, в ОАО «Акрон» тут же создали технологию по производству взрывобезопасной аммиачной селитры для экспорта на традиционный для «Акрона» рынок. Естественно, она сложна в производстве и дороже. И кто ее будет покупать в России? Специально для нужд ирландского картофелеводства в Калининградском морском рыбном порту построена самая большая в России тукосмесительная установка, производящая тукосмеси, которые нигде, кроме Ирландии, не нужны. И хотя ОАО «Акрон» показывает отгрузки компонентов для тукосмешивания как поставки на внутренний рынок, это абсолютно нормальный экспорт. Сможет ли «Акрон» отказаться от этих экспортных программ? Сможет ли повернуться лицом к отечественным сельхозпроизводителям? Ответ совершенно очевиден.

Весьма своеобразная ситуация сложилась в ОАО «Воскресенские минудобрения» (ВМУ). Ранее его продукция шла в основном на внутренний рынок. Ведь наше Черноземье совсем рядом. Но со сменой собственника радикально изменилась в сторону экспорта и сбытовая политика ВМУ.

Сначала завод отдает удобрения своему комиссионеру, коим является сам «Агропродмир», затем они перепродаются в австрийский офшор Uritrans и лишь оттуда конечным потребителям. Может ли это ОАО хоть что-то поставлять на внутренний рынок? Без сомнения, и ссылки на отсутствие собственной сбытовой сети в России здесь неуместны. Уже есть отлаженный биржевой механизм, которым пользуется несколько крупных компаний, есть крупные сбытовые сети «Еврохима» и «ФосАгро», последняя традиционно реализует любой сторонний товар, есть и независимые сбытовики. Будет ли ВМУ пользоваться этими каналами? Никогда, цепочка из двух посредников выстраивалась неспроста.

Теперь вопрос. А могут ли крупные агрохимические компании «Еврохим», «ФосАгро», которые располагают собственными сбытовыми сетями, расширить внутреннее предложение удобрений?

Ответ со всей очевидностью отрицателен. Вот простой пример. В 2003 году холдинг «ФосАгро» впервые поставил на внутренний рынок более 1 млн. тонн удобрений. В прошлом году на внутренний рынок поставлено около 1,5 млн. тонн, или более 40% от объема производства. Близкие показатели у «Еврохима».

Можно с уверенностью утверждать, что эти цифры законсервируются на среднесрочную перспективу. Ведь есть ограничения по платежеспособному спросу, есть ограничения по пропускной способности сбытовой сети, ведь базы оборачивают товар не быстрее четырех циклов за год, есть и мощные технологические ограничения. Калининградские тукосмеси, модифицированную селитру, «рисовую» азофоску и бесхлорные серосодержащие удобрения никто в России покупать не станет. А капвложения сделаны, и их необходимо окупать.

В сложившейся ситуации важно, что и правительство РФ, и социально ответственные компании продолжают искать пути выхода из сложной ситуации, вызванной ростом цен на удобрения. Некоторые компании выступили с предложениями, направленными на ограничение роста цен. Предложения эти разные, они касаются и введения временного моратория на повышение цен внутри страны, и организации товаропроводящей сети, исключающей посредников, и направления на поддержку АПК средств, получаемых от введения вывозной пошлины на удобрения.

Показателен сам факт того, что правительство не посчитало решенным продовольственный вопрос после введения экспортных пошлин, а продолжает его мониторить и искать новые решения продовольственной проблемы. Прошедшее в Ессентуках под руководством Владимира Путина совещание по вопросам повышения эффективности государственной аграрной политики – лучшее тому подтверждение. Продовольственная безопасность России остается под контролем государства.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


"Самотлорнефтегаз" завершил проект рекультивации земель "исторического наследия"

"Самотлорнефтегаз" завершил проект рекультивации земель "исторического наследия"

Татьяна Астафьева

Специалисты научились очищать арктические территории даже зимой

0
625
Внедрение искусственного интеллекта принесет БРИКС 600 миллиардов долларов

Внедрение искусственного интеллекта принесет БРИКС 600 миллиардов долларов

Ольга Соловьева

Китай существенно обгоняет РФ по инвестициям в машинное обучение

0
752
Малые партии оказались в подвешенном состоянии

Малые партии оказались в подвешенном состоянии

Дарья Гармоненко

В условиях СВО дефицит электората тревожит даже парламентские политструктуры

0
706
Ограничивать срок ордера на обыск не имеет смысла

Ограничивать срок ордера на обыск не имеет смысла

Екатерина Трифонова

Госдуме стоило бы заняться проблемой судебного контроля над следствием

0
705

Другие новости