0
1064
Газета Экономика Интернет-версия

25.11.2009 00:00:00

Ценовой компромисс


На ближайшие дни в Москве запланировано совещание с участием руководства ФАС и представителей нефтяных компаний «Роснефть», «Газпром нефть», «ЛУКОЙЛ», ТНК-BP и ряда других, на котором, наконец, будет утверждена методика ценообразования на рынке нефтепродуктов.

Как утверждают нефтяники, позиция с ФАС почти согласована: цена на российском рынке до момента появления полноценных биржевых котировок будет определяться от котировок мирового рынка за вычетом пошлин и с учетом налогов РФ. Разногласия сводятся к диапазону, в рамках которого российским ценам позволят колебаться относительно мировых.

Как заявил в интервью Oil.Эксперт начальник департамента маркетинга ОАО «Газпром нефть» Илья Иванов, компания уже представила свое видение «справедливого коридора цен» в ФАС, и «в настоящее время мы ожидаем ответа от ведомства. Речь идет о том, что для рассмотрения берутся несколько ключевых регионов масштабной торговли, хранения и перевалки нефти и нефтепродуктов – Роттердам, Сингапур, восточное побережье США и Средиземноморье. Имеющиеся по этим регионам объективные индикаторы цен усредняются, переводятся в одни и те же единицы измерения и нормализуются в соответствии с действующими налоговыми ставками; от полученной величины мы готовы оговаривать «коридор справедливости». Если цены выходят за рамки «коридора», появляется предмет для обсуждения, возможного принятия корректирующих мер или как минимум объяснения ситуации. Иными словами, мы предлагаем ФАС некую «ценовую клетку», в которую мы сами себя готовы загнать». «С другой стороны, определение ценового коридора будет своего рода «пактом о ненападении» между ВИНК (вертикально интегрированными нефтяными компаниями) и ФАС в тот период времени, пока в России не начали полноценно функционировать ценовые индикаторы, основывающиеся среди прочего на результатах биржевой торговли», – отметил Илья Иванов.

Действительно, нефтяники попали в сложную ситуацию после начала действия «второго антимонопольного пакета» – законодательных изменений, существенно, вплоть до уголовной, повышающих ответственность руководителей бизнеса за использование монопольного положения или сговор.

Проблема заключается в том, что даже до вступления поправок, ужесточающих ответственность, многим стало ясно, что претензии ФАС к нефтяникам не бесспорны. Во всяком случае, многомиллиардные штрафы, выписанные ФАС нефтяным компаниям в конце 2008 и летом 2009 годов, до сих пор небезуспешно оспариваются последними в судах. Сегодня же, когда ценовые ориентиры небесспорны, а четкой формулы цены не существует, как утверждают юристы, применение уголовной статьи чревато частыми судебными ошибками, а то и попытками давления на бизнес со стороны чиновников.

Именно об этом говорил президент РФ Дмитрий Медведев на встрече с руководством РСПП в конце октября, когда заявил, что «необходимо посмотреть достаточность формулировок антимонопольного законодательства... проверить его, в том числе и на коррупционные элементы в широком смысле этого слова. В какой-то момент количество людей, которые начали активно возражать против его принятия, превысило все возможные пределы».

«У нас пока, мягко говоря, неидеальная судебно-правовая система – и с точки зрения того, как она работает, и с точки зрения количества вовлеченных в принятие решений лиц. Уголовная санкция может превратиться в дубину, которой будут манипулировать конкуренты и в некоторых случаях недобросовестные чиновники для получения взяток или решения личных своекорыстных задач», – подчеркнул президент на встрече с руководством РСПП.

Возможно, именно позиция президента сыграла решающую роль в стремлении сторон к компромиссу. Однако некоторые наблюдатели отмечают, что скорейшему поиску компромисса между нефтяниками и ФАС могла способствовать и неудачная инициатива по повышению транспортного налога. Предложение включить повышенную ставку транспортного налога в стоимость бензина, озвученная представителями ЛДПР, вполне может быть поддержана на региональном уровне. Региональные власти и ранее выражали обеспокоенность в связи с активной позицией ФАС по ценам на бензин, так как в цене бензина содержится до 40% налогов, существенная часть из которых региональные. В условиях кризиса роль этих денег еще больше возросла. Но для того чтобы в случае очередного роста цен на топливо вместе с нефтяниками не отправился случайно за решетку кто-то из региональных руководителей, а то и представитель центральной власти, механизм ценообразования должен быть максимально понятен всем сторонам.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

Владимир Полканов

Компания переводит производство на принципы зеленой экономики

0
1848
Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
3847
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
2888
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
2359

Другие новости