Премьер-министр Николай Азаров выбирает направления будущей финансовой помощи для Украины. Фото Reuters
Президент Украины Виктор Янукович в ближайшее время отправится в Москву, где планируется подписание «дорожной карты» сотрудничества России и Украины. Об этом вчера сообщил телеканалу «1+1» премьер-министр Украины Николай Азаров. По мнению экспертов, торг предстоит нелегкий, учитывая запросы Киева как к Евросоюзу, так и к России. Перетягивание Украины может стоить Москве десятки миллиардов долларов в год. Но если Брюссель не готов выделять такие деньги, то Москва по политическим мотивам вполне может пойти на такие траты, несмотря даже на собственные бюджетные проблемы.
«У нас много планов и наш президент собирается посетить с государственным визитом Китай. После этого у Виктора Януковича состоится визит в Россию, где мы наметили подписать и оформить «дорожную карту» сотрудничества», – проинформировал Азаров. По его словам, в этой «дорожной карте» будет предусмотрено... становление нормального торгово-экономического режима». Судя по всему, торг вокруг судьбы Украины продолжается, правда, европейская сторона признает, что свободных денег у нее на интеграцию нет.
Отказ Украины от подписания соглашения об ассоциации с ЕС во многом объясняется неготовностью европейцев к масштабной финансовой помощи Киеву. Об этом, в частности, заявил председатель Европарламента Мартин Шульц. «Полагаю, что мы недооценили драматизм внутриполитической ситуации в Украине», – посетовал он в интервью радиостанции Deutschlandfunk. По его мнению, в экономическом, а также финансовом отношении Украина находится «в глубочайшем кризисе с момента установления демократии». «Им срочно необходимы деньги, они настоятельно нуждаются в надежном газоснабжении», – подчеркнул глава Европарламента.
При этом, по его мнению, Евросоюз не был готов оказать помощь Киеву в той степени, как Россия. «Помогать государствам, находящимся в кризисе, в Европе не особенно популярно. А Украина получает, если посмотреть на предложения из Москвы, краткосрочную помощь, которую мы, европейцы, в этой форме не можем или не хотим предоставить. Это является одной из причин, по которой правительство Украины, находясь под этим гигантским давлением, в конце концов решилось на кооперацию с Россией», – сказал он.
Напомним, что цена вопроса была неоднократно озвучена украинскими властями. «У нас есть десятилетний переходный период, в соответствии с нашим соглашением об ассоциации с ЕС, для модернизации, чтобы производить конкурентоспособную продукцию, – пояснял глава украинского правительства Николай Азаров. – Мы взяли на себя обязательство перейти на европейские стандарты качества и на европейское техническое регулирование. Это требует колоссальных затрат. Господину Штефану Фюле (еврокомиссар по вопросам расширения и европейской политики соседства. – «НГ») надо ознакомиться с расчетами, которые сделали наши ведущие экономисты. Это примерно от 150 до 165 миллиардов евро по самым скромным подсчетам», – сказал он.
При этом, как сказал Азаров, украинская сторона обратилась к европейским партнерам с просьбой оказания финансовой помощи для реализации этих программ. В ответ ЕС предложил Украине выделить в течение семи лет компенсацию расходов в сумме 1 млрд евро.
Между тем Украина по-прежнему привязана к России, в том числе и долгами. Об этом недвусмысленно напомнил президент РФ Владимир Путин 26 ноября, находясь в Италии. По его словам, задолженность украинских предприятий перед четырьмя российскими банками – Газпромбанком, Сбербанком, ВЭБом и ВТБ – превышает 20 млрд долларов и еще около 280 млрд руб. (примерно 8 млрд долл.). «Эти 20 миллиардов долларов плюс еще 8 миллиардов плюс еще 2 миллиарда долларов, которые были проплачены за транзит, – это все кредиты, или квазикредиты», – напомнил Путин.
Как отмечает президент Фонда национальной энергетической безопасности Константин Cимонов, любые цифры в наступившем торге за перетягивание Украины в ту или иную сторону будут довольно условными. «Украина сегодня – это дырявое ведро, в которое сколько денег ни положи, лучше не будет, – отмечает он. – В стране на сегодняшний день практически нет конкурентоспособной промышленности. Металлургия – советская, машиностроение – тоже. Другие сферы также требуют серьезных вложений». По его словам, сейчас речь идет о более серьезных инвестициях. «Если говорить сиюминутно, то 20 миллиардов долларов вполне хватит на год, – продолжает он. – Но глобально ни Евросоюз, ни Россия денег не выделят, тем более когда речь идет о десятках и сотнях миллиардов евро или долларов».
Впрочем, Симонов не исключает, что Россия может пойти на некие преференции, учитывая, что вопрос скорее политический. Например, Москва может не требовать выплаты штрафов за недобор газа – это около 10 млрд долл. Могут быть обещаны скидки на газ – если исходить из цены в 250–260 долл. за 1 тыс. куб. м – это еще 4–5 млрд. долл. Плюс уже имеющиеся долги – примерно 30 млрд долл. Итого – примерно 45 млрд долл. Хотя при наличии политической воли эти суммы могут быть и увеличены.
В свою очередь, директор аналитического департамента компании «Альпари» Александр Разуваев считает, что при желании Россия вполне могла бы компенсировать все затраты Украины. «Что такое 160 миллиардов евро? Это примерно соответствует выручке «Роснефти» или «Газпрома» за год, – отмечает он. – Пока нет «Южного потока», Украина с ее транзитными мощностями России выгодна». То, что в самой России бюджет верстается с трудом, – это не проблема, если речь идет о геополитических вопросах. Вопрос в том, готовы ли российские власти сделать столь щедрый подарок соседям…