0
5138
Газета Экономика Интернет-версия

21.11.2014 00:01:00

КАРТ-БЛАНШ. Как вернуть России инвестиционный потенциал

Валерий Горегляд

Об авторе: Валерий Павлович Горегляд – заведующий кафедрой теории и практики государственного контроля Российской академии народного хозяйства и государственной службы при президенте Российской Федерации.

Тэги: экономика, закон, налоговый кодекс, деофшоризация


экономика, закон, налоговый кодекс, деофшоризация Фото Reuters

Во вторник Госдума одобрила пакет поправок в Налоговый кодекс, направленных на деофшоризацию экономики.

В пояснительной записке к закону отмечается, что основной целью является «создание действенного механизма пресечения использования низконалоговых юрисдикций с целью создания необоснованных преференций и получения необоснованной налоговой выгоды». Но есть и другая не менее важная задача – «совершенствование норм законодательства о налогах и сборах в части налогообложения и контроля иностранных организаций». Законом впервые вводятся понятия налогового резидентства организаций и налоговой обязанности для них. Это означает, что правительство озаботилось не просто проблемой увода налогов в офшоры, но и созданием равных налоговых условий ведения предпринимательской деятельности в России.

Концепция контролируемой иностранной компании впервые была введена в практику налоговых органов в США в 1962 году. Цель введения этих правил состояла в том, чтобы пресечь злоупотребление пробелами в фискальном регулировании, позволявшими компаниям использовать контролируемые (аффилированные) иностранные фирмы для ухода от налогообложения прибыли в США. В 1970–1980-е годы Канада, Германия, Япония также ввели в свое законодательство нормы, которые ограничили возможности налогоплательщиков избегать налогообложения через использование иностранных компаний.

Институт налогообложения прибыли иностранных контролируемых компаний, действующий в этих странах, заключается в том, что их прибыль, де факто находящаяся за рубежом, может рассматриваться в целях налогообложения как доход ее владельца – физического лица или организации. Аналогичный механизм вводится и нашим законом.

Но надо учитывать, что механизм офшоризации в России принципиально отличается от схем в других странах. Во всем мире офшоры в основном используются для ухода от налогов, а у нас – для защиты собственности. Западный бизнес выводит в офшоры прибыли, а российский – активы. На Западе в офшорах создаются, как правило, дочерние структуры материнских компаний, которые являются центрами аккумуляции прибыли. У российских компаний схема иная: выстраивается цепочка офшорных компаний, на верхнем конце которой находится материнская компания – конечный бенефициар. А в российской юрисдикции находятся дочки, внучки, правнучки, в капитале которых участвуют вышестоящие офшорные компании.

Главное, что способствует этому, – неконкурентоспособность налогового и корпоративного законодательства России. Для решения спорных вопросов бизнес предпочитает обращаться в офшорные юрисдикции. Поэтому для борьбы с офшоризацией так важны меры, которые были бы связаны с укреплением режима защиты прав собственности, а не просто механизмы изъятия прибылей у «иностранной контролируемой компании».

Если сравнивать правила российской деофшоризации с юридическими нормами, принятыми в западных странах, возникает вопрос: будет ли действовать этот механизм в России, если не выстроена система эффективного налогового администрирования, а нагрузка на бизнес по-прежнему высока? Проблема налогового администрирования не так далека от проблемы офшорного налогообложения, как может показаться на первый взгляд. По данным Минфина, на 1 июля 2014 года совокупная задолженность по налоговым платежам в бюджетную систему составила 1,107 трлн руб. и возросла за полгода на 7, 673 млрд руб. Значит, в России по-прежнему много неплательщиков налогов, и введение института контролируемых иностранных компаний вряд ли позволит это компенсировать.

Введение правил «иностранной контролируемой компании» в западных странах выявило еще одну важную проблему, а именно – в одностороннем порядке чрезвычайно сложно гарантировать, что доход всех налогоплательщиков в рамках одной юрисдикции будет облагаться по единым ставкам вне зависимости от налоговых ставок, действующих в других юрисдикциях. Для достижения нейтральности в импорте капитала (под этим термином подразумеваются равные условия для ввоза капитала в страну) требовались скоординированные усилия многих стран, двусторонние и многосторонние договоры об обмене информацией по налоговым вопросам. Россия участвует в этих процессах пока еще крайне неуверенно.

Еще одна проблема – это возможность реальной выгоды от деофшоризации. Суть процесса не в том, чтобы наказать уклонистов, а в том, чтобы вернуть России инвестиционный потенциал. Поэтому, усиливая налоговое давление на офшорные компании, необходимо вводить механизм снижения налоговой нагрузки, обеспечивающего стимулирование притока капитала в страну. А вот здесь как раз реальные шаги крайне недостаточны.

Налоговая нагрузка на экономику у нас все еще высока. Так, в 2014 году она прогнозируется в целом по стране в размере 34,85% налоговых доходов к ВВП. Мы привыкли сравнивать ее с налоговым бременем в высокоразвитых экономиках, где общество накопило достаточный потенциал национального богатства и имеет возможность перераспределять его посредством налогообложения. Это хорошо понимают в странах с развивающимися экономиками: в Казахстане показатель налоговой нагрузки составляет 26,85% к ВВП, в Китае – 22,26%, в Индии – 19, 36%.

Понятно желание правительства повысить доходы бюджета за счет офшорных уклонистов, но надо понимать, что меры, направленные на деофшоризацию российской экономики, должны выходить далеко за пределы налоговой политики и осуществляться не только Минфином России, но и другими федеральными органами власти.

Безусловно, нельзя сбрасывать со счетов важность определенного в законе механизма, но и нельзя делать из него панацею. Это лишь часть пути в борьбе с офшоризацией российской экономики.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
518
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
456
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
553
Полномочия присяжных пока не расширяют

Полномочия присяжных пока не расширяют

Екатерина Трифонова

В развитии «народного суда» РФ уже отстает и от Казахстана

0
398

Другие новости