0
4623
Газета Экономика Интернет-версия

12.02.2016 00:01:00

Женщины готовы открывать свое дело даже в кризис

Тэги: экономика, кризис, бизнес, женщины


экономика, кризис, бизнес, женщины Салоны красоты – один из самых «женских» бизнесов. Фото РИА Новости

Заниматься бизнесом россиянкам непросто: по уровню женской предпринимательской активности РФ находится лишь на 56-м месте из 70 стран. Такие данные опубликованы в международном исследовании с участием «Опоры России». Страдают наши бизнес-леди и от углубления кризиса: почти 40% из них заявили о сокращении своего бизнеса за последние месяцы. И тем не менее предпринимательницы лучше адаптируются к кризису, и их экономической выживаемости могут позавидовать бизнемены-мужчины.

В международном рейтинге женского предпринимательства FEI (Female Entrepreneurship Index) Россия занимает 56-е место из 70 стран-участниц. Но это вовсе не значит, что мы по всем параметрам отстаем от лидеров – США, Австралии и Великобритании. По некоторым пунктам и наша страна демонстрирует отличные результаты, говорят участники исследования из «Опоры России» и компании Magram Market Research (MMR).

Абсолютное большинство опрошенных женщин (96%) положительно относятся к тому, чтобы открыть свое дело, даже несмотря на кризис, говорится в исследовании. Главным стимулом для бизнеса у почти половины респондентов (51%) стала «перспектива получения большего дохода, чем от работы по найму». Немногим менее распространено идеалистическое «желание реализовать свою идею, принести пользу обществу» (42%). Наиболее важными факторами для открытия своего дела опрошенные женщины назвали «наличие стартового капитала» (67%), «проработанный бизнес-план, оценка потенциального спроса» (66%), «личные качества, уверенность в себе» (55%). 

Основным барьером к началу бизнеса женщины считают экономический фактор. Так, 57% опрошенных указали на «отсутствие финансовых возможностей». По данным опроса, только 17% малых и средних компаний с женским «лицом» получили финансовые ресурсы в 4-м квартале 2015 года. При этом женщины-предпринимательницы отметили, что в 4-м квартале 2015 года бизнес-климат в стране ухудшился, нет особых надежд на его восстановление и в 2016 году. Причину ухудшения условий для ведения бизнеса женщины-предприниматели видят прежде всего в общей нестабильности экономической ситуации (73%), а также в снижении покупательной способности населения (54%).

К слову, именно падение потребительского спроса специалисты из Высшей школы экономики (ВШЭ) называют в качестве одной из основных причин, тормозящих преодоление кризиса. Если в 2009 году бизнес имел внушительную поддержку со стороны потребителей и достаточно широкого спектра кредитных продуктов, которые уже к концу 2010 года вывели торговлю из кризисного пике, а следом подтянулись и другие сегменты экономики, то в настоящее время такая ситуация практически невероятна, говорится в исследовании ВШЭ. Все большее число потребителей переходят из разряда активных участников торговли и рынка услуг в разряд его наблюдателей.

«За последние 17 лет расходы граждан России впервые превысили доходы, по оценке Росстата, разница между этими показателями составила 420 млрд руб., – говорит замдиректора аналитического департамента «Альпари» Дарья Желаннова. – Такой результат говорит, с одной стороны, о неадекватности модели расходов большей части домохозяйств, а с другой – о перестройке стратегии домохозяйств и их реальной оценке глубины и длительности будущего падения доходов. В частности, Росстат фиксирует рост сбережений у домохозяйств, уменьшение расходов на товары и услуги».

А именно женский бизнес чаще всего связан с торговлей и предоставлением услуг. По данным MMR, 58% респондентов хотят иметь свое дело в сегменте услуг и 28% – заниматься торговлей. Общее же положение, согласно опросу MMR, пока безрадостно: только 11% женщин-предпринимателей заявляют о планируемом расширении бизнеса в 2016 году, а 39% фиксируют его сокращение.

Как пояснила «НГ» один из авторов исследования, представитель MMR Мария Любимова, в целом бизнес-леди легче переносят сложности, связанные с кризисом, они более стрессоустойчивы.

«Не стоит делить предпринимателей по гендерному признаку, – считает председатель общественного движения «Бизнес. Солидарность» Яна Яковлева. – Разница, пожалуй, только в том, что если женщина занялась предпринимательством, то она будет идти до конца. Женщины более выносливы и в чем-то сильнее мужчин-предринимателей». С этим согласна и гендиректор коммуникационного агентства Drofa Валентина Дрофа: «Сейчас, как мне кажется, уже нет разделения на женский и мужской бизнес. У нас каждый год возникают какие-то сложности, то праздники, то лето, то кризисы, поэтому надо просто работать».

А по мнению директора юридической компании «Центр правового обслуживания» Анны Коняевой из-за кризиса объем работы вырос минимум втрое, а доход оставляет желать лучшего. Но зато гибкая ценовая политика, пересмотр затрат помогли нам остаться на рынке, сохранить рабочие места. «Кризис вынудил нас пересматривать контракты с клиентами», – рассказывает Коняева. Юмор и устойчивость к стрессу, конечно первое, что помогает женщинам переживать трудности.

Трудности отмечает и руководитель книжной сети «Московский дом книги» Надежда Михайлова: «За 2015 год количество проданных книг упало на 7%. Вместе с тем напряженность в стране вызывает у людей желание искать альтернативные решения. Мы фиксируем повышенный спрос на книги по политическому устройству России и зарубежных стран, по психологии, издания по саморазвитию и в том числе по ведению бизнеса».

В целом с предпринимательством в РФ, абстрагируясь от половой принадлежности, ситуация далека от оптимистичной. По данным Института стратегического анализа ФБК, в развитых странах доля малого и среднего бизнеса (МСБ) в производимой валовой добавленной стоимости (ВДС) превышает половину. Так, в Евросоюзе это около 58,1%, в Австралии – почти 60%. Даже в развивающихся странах, например в ЮАР, доля МСБ достигает до 57%, 70% – в Гане и т.д. В России же доля ВДС, производимого МСБ, составляет около 20%.  


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

Андрей Выползов

0
1226
США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
3248
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
1839
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
2164

Другие новости