0
1933
Газета Экономика Интернет-версия

20.06.2016 18:24:00

Кому выгодно торпедировать закон о рыболовстве?


Поправки в закон «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов», справедливо названные «инвестиционными», уже прошли первое чтение в Государственной думе. На 21 июня намечено второе чтение поправок. Согласно проекту закона, до 20% квот предлагается предоставлять тем, кто готов вложиться в строительство рыболовных судов. Также сохраняется так называемый «исторический» принцип выделения квот, и даже повышаются сроки закрепления квот на вылов рыбы – с нынешних 10 до 15 лет. При этом ужесточаются и нормы освоения квот – теперь их обладатели должны осваивать не менее 70% объёма полученной квоты.

Казалось бы, зачем нужны перемены в отрасли, успехи которой просто не могут не впечатлять. Рентабельность торговли морепродукцией за последние годы выросла в разы за счет благоприятной конъюнктуры, падения курса рубля, природных и ряда других вполне объективных факторов. Прибыль только за год подскочила на 62,7 процента. Может сложиться впечатление, что ситуация в отрасли прямо-таки блестящая, однако руководителей отрасли и многих специалистов рекордные финансовые показатели скорее пугают, нежели вдохновляют. И не только потому, что они почти не отражаются позитивно на полноте рыбных прилавков или на ценах.

Все дело в реальной оценке со стороны Росрыболовства как текущей ситуации в рыболовецком промысле, так и его перспектив на будущее. А будущего у отрасли в ее нынешнем состоянии, прямо говоря, просто нет. Даже для тех, кто не имеет отношения к рыболовству, достаточно знать, что отечественный рыбопромысловый флот устарел и изношен, а средний возраст добывающих судов приблизился к 30 годам. При этом удельный вес судов, которые продолжают эксплуатироваться уже после истечения нормативного срока достиг 92% от общего количества.

Более трети крупнейших отечественных судов – могучих траулеров-плавучих заводов, на которых рыбу перерабатывают уже на ходу, выходят в море на свой страх и риск, с выработанным ресурсом. Многие из них уже невозможно реконструировать, потому что строительство нового корабля обойдется дешевле. Еще примерно столько же судов уже через 7-9 лет тоже, увы, останется только пустить на металлолом. К тому времени из-за неизбежного списания ряда кораблей российский рыбный улов по многим направлениям может упасть сразу в 3-5 раз.

И так на сегодня обстоит дело не только с судами, но и со всей инфраструктурой отрасли, где износ основных фондов приближается к критической отметке в 60 процентов. При этом в рыболовстве темпы обновления фондов не превышают 3 процентов, то есть, «обновить всё» можно не раньше, чем лет за тридцать – тридцать пять. Даже в сельском хозяйстве, где многие сооружения и сама земля стареют отнюдь не так быстро, как корабли, этот показатель в полтора раза выше – конкуренция не позволяет запаздывать. Во флоте же возраст судна, как известно, не всегда помеха успеху рыбака.

Но характерные для других отраслей механизмы поддержки инвестиционной активности в рыбной ловле, несмотря на все усилия регулирующих органов, срабатывают слабо. Идея стимулировать вложения в судостроение за счёт выделения дополнительных квот появилась уже несколько лет назад и отнюдь не на ровном месте. Ее суть сводится к тому, что компании, готовые заключать контракты на приобретение новых судов, получают право на существенную (до 20%) прибавку к квоте на вылов. В сочетании с налоговыми льготами и преимуществами в реализации продукции такой механизм применяется в целом ряде стран с развитым рыболовством.

Однако, в настоящее время законотворческий процесс, который предусматривает еще и разработку целого комплекса подзаконных актов, застопорился. Среди прочего это произошло потому, что Росрыболовству предстоит отвечать на открытое письмо «заслуженных работников отрасли», выступающих за сохранение ныне существующих «правил игры». Многим кажется – работали по-старинке годами, протянем и еще. А ведь рациональный пересмотр механизма распределения квот даёт возможность найти средства на строительство новых кораблей, не напрягая бюджет. Согласитесь, если в роли «бюджетных просителей» вдруг выступят представители отрасли, у которой такие прибыли, это вряд ли кто-то поймет.

Противники перемен задают вообще-то вполне справедливые вопросы, вроде «откуда взять дополнительные квоты?» или «кто будет строить?» Но ответы на них, по мнению специалистов отрасли, лежат на поверхности. Лишние квоты есть, прежде всего, у тех, кто ими просто спекулирует – так называемых квотных рантье. Другие по-прежнему свои квоты не выбирают, и именно поэтому повышение нормы выработки с 50 до 70% должно отпугнуть таких нерадивых получателей. Можно, в конце концов, вынудить кое-чем поделиться и тех, кто камуфлирует промышленный лов под научные исследования или даже контрольные мероприятия.

А вот в том, смогут ли российские верфи достойно ответить на потенциальный спрос, есть сомнения – у них сейчас на повестке дня и оборонный заказ, и проблемы с кадрами, и трудности с техникой. Нужны как минимум три-четыре года на то, чтобы в России снова смогли строить новые траулеры. Впрочем, предварительные заказы на строительство рыболовецких судов от многих компаний уже есть и их, кстати, не так мало – одна Объединённая судостроительная компания успела подписать сразу несколько соглашений. Теперь вопрос в реализации – хватит ли сил за столь короткое время обновить флот до приемлемых показателей.

Количество заказов, впрочем, говорит лишь о том, что в отрасли вообще-то мало кто сомневался, что поправки в рыболовный закон пройдут куда быстрее, чем это получается на практике. Промысел по-прежнему рентабелен, в рыбохозяйственном комплексе накоплены солидные финансовые ресурсы, покрывающие до четверти суммы необходимых инвестиций. У многих компаний есть средства для финансирования строительства судов. Есть и стимулы для привлечения кредиторов и инвесторов на условиях, куда более достойных, к которым привыкли в России за годы кризисов и санкций.

Нет только «политической воли» и «правил игры». А это значит, что строить корабли, очевидно, можно уже сегодня, возможно и за пределами России – Петра Первого это не смущало, тем более что времени на размышления у нас почти не осталось. 


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Как "Мособлэнерго" изменило электросетевое хозяйство Подмосковья

Как "Мособлэнерго" изменило электросетевое хозяйство Подмосковья

Георгий Соловьев

За 20 лет своей истории компания вошла в число лидеров региональной энергетики

0
1182
Цементная промышленность ведет битву за специалистов

Цементная промышленность ведет битву за специалистов

Владимир Полканов

Как предприятия отрасли решают кадровые проблемы

0
1135
Путин обсудил вопросы языкознания

Путин обсудил вопросы языкознания

Иван Родин

2028-й скорее станет Годом Тютчева, чем Толстого

0
1385
Защищая природу и сохраняя биоразнообразие

Защищая природу и сохраняя биоразнообразие

Татьяна Астафьева

"Роснефть" за год вложила в экологические проекты 74 миллиарда рублей

0
1135

Другие новости