0
10424
Газета Экономика Интернет-версия

24.06.2016 16:27:00

ПЭТ ограничили. Так чье же лобби победило?

Тэги: пэт, алкоголь, пиво, упаковка, лоббизм, виктор звагельский, дмитрий медведев, владимир путин, аркадий дворкович, михаил тарасенко, александр хлопонин


Совместными усилиями лоббисты от различных отраслей выиграли пятилетнюю борьбу у пивоваров, добившись принятия закона о запрете на производство и продажу алкоголя в пластиковых бутылках объемом свыше 1,5 литра. Каких именно отраслей – вопрос, но уже не без ответа. Конечная цель - вывести из оборота алкоголь в ПЭТ-таре выполнена? Не совсем. Именно это позволяет нам думать, что игра не закончена...

23 июня президент подписал закон, направленный на ограничение с 2017 года производства и розничной продажи алкогольной продукции в пластиковых бутылках объемом более 1,5 л. Производство и оборот (кроме розничной продажи) алкоголя в этой упаковке запрещено с 1 января 2017 года, розничная продажа - с 1 июля 2017 года. Штрафы за нарушение составляют от 100 до 200 тыс. рублей для должностных лиц и от 300 до 500 тыс. руб. - для юридических.

Рука водочного лобби

Если проанализировать основные законодательные инициативы по регулированию пивного рынка за последние семь лет, то видно, что серьезное давление отрасль стала испытывать с 2009 года – после создания Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка (Росалкогольрегулирование, РАР). В борьбе за рынок производители крепких напитков начали лоббировать ограничения деятельности пивоваров. В 2009 году в Госдуму был внесен законопроект, предусматривающий увеличение ставок акциза на пиво крепостью 0,5-8,6 градуса в 3 раза, при этом ставки акциза на крепкий алкоголь с долей спирта свыше 9% депутаты оставили без изменений до 2012 года.

В том же 2009 году РАР создало Концепцию государственной политики по снижению масштабов злоупотребления алкогольной продукцией и профилактике алкоголизма среди населения РФ, рассчитанную до 2020 года. Задачи у концепции благие – сократить потребление чистого алкоголя (то есть неразбавленного спирта) до 8-5 литров в год с 18 л в 2009 году.

Но в этой концепции часть экспертов усмотрела «руку водочного лобби». Раздел, повествующий о вреде спиртосодержащих жидкостей, основной удар наносит по пиву и слабоалкогольным коктейлям. Именно они, по версии авторов, «маскируются» под безалкогольные напитки, которые выпускаются в привлекательной таре, содержат ингредиенты, способствующие возникновению физиологической зависимости. В отношении крепких напитков главный удар направлен против суррогатов и поддельной водки. В связи с чем создаётся впечатление, что «правильная» водка не столь уж и вредна.

Наступление с новой силой

Тогда пивоварам не удалось отстоять свои интересы и скоро наступление на пивной рынок продолжилось с новой силой. Весной 2010 года Виктор Звагельский, зампредседателя комитета Госдумы по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству внес в Госдуму законопроект, приравнивающий пиво к алкоголю. Причем мало кто знает, что по данным СПАРК, в начале двухтысячных годов человек по имени Виктор Звагельский числился совладельцем компаний по производству и продаже водки, среди которых Московский областной завод "Красная звезда", УК "Водочная артель "Ять", "Алфест-Союз". А некоторые издания, например ИА «Руспрес» (06.03.13) сообщали, что это был именно нынешний депутат. Так или иначе, Звагельский добился своего – в июле 2011 года президент России Дмитрий Медведев подписал закон о госрегулировании производства и оборота алкоголя, в том числе пива, которое приравняли к алкоголю и запретили продавать в ларьках и палатках.

В 2011 году по пивоваренной отрасли нанесли еще один удар – поднята была тема запрета пластиковой тары для розлива алкоголя, - якобы она вредна для здоровья человека, хотя серьезных подтверждающих исследований на эту тему не было предоставлено. Как сообщал "Коммерсант" (29.11.11), предложение о запрете ПЭТ-тары было включено в поправки к 171-ФЗ "О госрегулировании производства и оборота спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции". Авторы поправок объясняли их необходимостью гармонизировать законодательство в рамках Таможенного союза России, Белоруссии и Казахстана: дело в том, что в Казахстане с конца 1990-х годов действует запрет на продажу пива в "пластике". «Коммерсант» ссылался на источник в одной из пивоваренных компаний, который утверждает, что запрет ПЭТ-тары поддерживает РАР, которое было разработчиком техрегламента с российской стороны. "Насколько мы слышали, уступать в этом вопросе они не намерены",— говорил собеседник издания. В РАР тогда от комментариев отказались.

Российские пивовары раскритиковали предлагаемые изменения, заявив, что эта инициатива погубит отрасль, так как от 40% до 60% произведенного пива в зависимости от региона упаковывается в ПЭТ-бутылки. Так, например, генеральный директор ОАО «Вятич» Николай Курагин, совместно с работниками предприятия тогда записали видеообращение президенту России Дмитрию Медведеву и премьер-министру Владимиру Путину с просьбой не принимать новый технический регламент. Кировские пивовары заявляли, что внесенные поправки могут привести производителей пива к кризису. Страна не будет меньше пить — страна будет больше употреблять некачественной алкогольной продукции.

ФАС направила в правительство отрицательный отзыв на проект техрегламента, аргументировав, что такой запрет в алкогольной отрасли ничем не обоснован и вносит в конкурентную среду изменения, в результате которых около 60 тысяч точек продаж по розливу пива могут потерять свой бизнес. В итоге в 2012 году запрет был из текста проекта исключен.

Тема запрета ПЭТ-тары еще несколько лет муссировалась в СМИ, набирая обороты. Чуть позже к заявлениям о вредности пластиковых бутылок подключились производители стеклотары и алюминия. Кстати, 2011 год был одним из самых активных по рассмотрению в Госдуме законопроектов, регулирующих эту отрасль, - обсуждено было около 30 документов.

На совещании в правительстве по данному вопросу в октябре 2012 года расстановка сил выглядела так: Минэкономразвития и Минпромторг – против запрета ПЭТ-тары, Роспотребнадзор настаивал на запрете, Минздрав занял нейтральную позицию. В результате, как сообщали «АиФ» (26.03.13) вице-премьер Аркадий Дворкович заявил о том, что в новой редакции техрегламента запрет на ПЭТ будет исключен.

В рядах лоббистов прибыло

Однако в январе 2013 года с обращением депутата Госдумы Михаила Тарасенко, представляющего когда-то интересы производителей алюминия (в 1996—2012 годах — председатель Горно-металлургического профсоюза России), к вице-премьеру Аркадию Дворковичу с инициативой запретить разливать пиво в пластиковую упаковку начался новый этап этой лоббистской кампании.

В 2013 году на рассмотрении в Госдуму были поданы сразу три законопроекта, так или иначе ограничивающие объем ПЭТ-тары, два из которых от депутатов фракции «Единая Россия». В частности, 17 мая 2003 года депутаты от «Единой России» Михаил Тарасенко и член Совета Федерации Александр Торшин внесли в Госдуму законопроект (№280796-6), запрещающий розничную торговлю алкогольной продукцией крепче 4% в полимерной таре, а также продукцией крепостью ниже 4% в ПЭТ-таре свыше 0,5 л.

Следующий по времени законопроект внесло 6 июля 2013 года Законодательное собрание Вологодской области (№ 310874-6), ограничивающий продажу пива в ПЭТ-таре объемом более 1 л. "Дешевизна пива и пивных напитков, содержащихся в полимерной потребительской таре большой емкости, по сравнению с аналогичной продукцией в стеклянной или алюминиевой таре повышает его доступность для населения с невысоким уровнем доходов, молодежи", - говорилось в пояснительной записке вологодских депутатов.

И третий законопроект (№ 463102-6) поступил вновь от депутатов "Единой России" Виктора Звагельского, Мурада Гаджиева и Заура Аскендерова 28 февраля 2014 года. Депутаты предлагали запретить розничную продажу алкоголя в ПЭТ-таре объемом более 1,5 л с содержанием этилового спирта более 6% объема готовой продукции - с 1 января 2015 года, в отношении всей алкогольной продукции, вне зависимости от доли содержания этилового спирта в объеме готовой продукции - с 1 мая 2017 года.

На рассмотрение в Госдуму попал только доработанный законопроект единоросса Михаила Тарасенко. Депутат предлагал ввести запрет с 1 января 2015 года продажи алкоголя крепостью более 6% в пластиковой таре объемом более 1,5 л, а с 1 июля 2015 года — крепостью более 5% в пластиковых бутылках объемом более 1 л.

После принятия его в июне 2014 года в первом чтении на нижнюю палату парламента обрушился шквал писем, писали «Известия» (09.02.15). Протест выражали не только пивовары, но и послы ряда европейских государств прислали обращение в нижнюю палату парламента и правительство РФ с просьбой повременить с принятием закона об ограничении продажи алкоголя в пластиковой таре.Крупнейшие в мире пивоваренные компании пытались убедить Госдуму не принимать закон об ограничении продажи алкоголя в пластиковых бутылках.

Одновременно с рассмотрением в Госдуме законопроекта об отмене пластиковой тары громкие заявления начал делать председатель зарегистрированного в 2012 году Национального союза защиты прав потребителей Павел Шапкин, до этого около 10 лет возглавлявший Национальную алкогольную ассоциацию. Он предложил и вовсе исключить ПЭТ из оборота алкогольной продукции. СМИ приводили его слова о том, что при производстве тары используется токсичный пластификатор дибутилфталат, который, якобы, выделяется из ПЭТ-тары и переходит непосредственно в пищевую продукцию, в первую очередь в алкогольную.

Позже экспертиза, проведенная по заказу Общества защиты прав потребителей в испытательном центре ВНИИМП имени В. М. Горбатова Российской академии сельскохозяйственных наук, не подтвердила опасения. Тем не менее заявления наделали много шума в СМИ, а пивоваренные компании обратились с открытым письмом к председателю правительства России Дмитрию Медведеву с просьбой разобраться в абсурдной ситуации, сложившейся вокруг запрета пользования ПЭТ-тарой.

К декабрю 2014 года правительство выработало единую позицию в отношении законопроекта Михаила Тарасенко, принятого в первом чтении. В итоге решено ввести запрет на продажу алкоголя в полимерной таре объемом свыше 2 л вводить с 1 июля 2015 года, свыше 1,5 л — с 1 июля 2016 года. Кроме того, в правительстве предлагают установить период до 6 месяцев для реализации остатков алкогольной продукции в ПЭТ-таре.

YouTube в помощь

Одновременно с этими событиями сторонники законопроекта устроили в СМИ активную кампанию в поддержку запрета ПЭТ-упаковки для пива. Например, в мае
2015 на ресурсе YouTube появилось видео «Смерть в пластиковой бутылке». Дополнительно, инициаторы кампании распространяли видео также в социальных сетях «Одноклассники», «ВКонтакте» и в Facebook. Видео также сопровождалось призывом подписать петицию против использования ПЭТ-упаковки. Следом, 2 июня, на он-лайн страницах ключевых деловых изданий, таких как "Коммерсант" и "Ведомости", появились рекламные объявления о запрете пластиковой бутылки. Дополнительно на популярных ресурсах Expert.ru, Mk.ru, BFM.ru, Лента.ru вышли статьи в поддержку запрета ПЭТ.

Для прекращения давления на отрасль, которое оказывает негативное влияние на перспективы ее развития и инвестиционную привлекательность, Союз российских пивоваров 19 августа 2015 года объявил, что ее члены с 1 июля 2016 года добровольно отказываются от производства пива и пивных напитков в полимерной потребительской упаковке объемом более 1,5 литров. Ранее, с 1 января 2014 года, предприятия Союза добровольно прекратили производить пивоваренную продукцию в ПЭТ упаковке емкостью более 2,5 литров и крепкого пива в ПЭТ объемом более 2 литров. "Данное самоограничение – непростое решение для бизнеса и повлечёт негативные последствия, как для предприятий пивоваренной и смежных отраслей, включая сельское хозяйство, так и для экономики страны в целом", - сообщалось в сообщении Союза. По оценкам экспертов, госбюджет недосчитается порядка 10-15 млрд рублей.

Однако, это не помогло, и активная борьба против пивоваров продолжилась.

Кто раскачивает лодку

Заинтересованными сторонами в законе, запрещающем использование ПЭТ-тары, кроме производителей крепкого алкоголя, проявили себя и производители стекла и алюминия – конкурирующие с ПЭТ-производителями за рынок пивной упаковки.

Запрет разливать пиво в пластиковые бутылки мог бы увеличить продажи производителей стеклянных бутылок минимум на 10 млрд руб. Как сообщала РБК (23.07.15), ФАС обнаружила документ, в котором стекольщики договаривались лоббировать эту инициативу. И хотя документ с сайта довольно быстро исчез, в распоряжении СМИ сохранились его скриншоты. Антимонопольное ведомство вынесло предостережение ассоциации «Стеклосоюз», объединяющей 180 предприятий отрасли. Президент «Стеклосоюза» Виктор Осипов, чья подпись стояла под документом, привлекшим внимание ФАС, говорил: «В общем объеме произведенного стекла около 36% приходится на стеклотару, при этом почти половину стеклобутылок потребляет пивоваренная промышленность».

Чуть позже в СМИ, например, в «Российской газете» (03.03.16) появились публикации, снова демонстрирующие игры стекольщиков – на этот раз в распоряжении средств массовой информации попали письма с призывом запретить ПЭТ, отправленные в адрес губернаторов от имени все того же «Стеклосоюза».

Вице-премьер РФ Александр Хлопонин годом ранее заявлял, что идет большая подковерная борьба. "Есть набор лоббистов. С одной стороны — это производители алюминиевой тары, с другой — производители сырья для ПЭТ-упаковки. Мы находимся посередине этой схватки, но имеем собственное видение ситуации», - говорил в интервью РБК Александр Хлопонин (17.06.15).

Как показала практика, в этой схватке победили все и не победил никто. Решение принято. И «собственное видение ситуации», о которой говорил Хлопонин год назад – это 1,5 литра и точка. Но точка ли? Кто и когда вернется к теме ограничения ПЭТ неизвестно, но то, что такой сценарий вполне возможен, показали пять лет подковёрной борьбы с участием самых влиятельных воротил от бизнеса. И кто знает, может быть уже в следующем году нам предстоит наблюдать похожий спектакль, когда одни будут дискредитировать использование ПЭТ-упаковки в производстве газировки, детского питания, молока в борьбе за свои интересы, а те отрасли, которые поневоле окажутся заложниками ситуации, не останется ничего другого, как писать открытые письма, собирать пресс-конференции, проводить форумы и круглые столы и консолидироваться в попытке противостоять нажиму.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Как "Мособлэнерго" изменило электросетевое хозяйство Подмосковья

Как "Мособлэнерго" изменило электросетевое хозяйство Подмосковья

Георгий Соловьев

За 20 лет своей истории компания вошла в число лидеров региональной энергетики

0
1062
Цементная промышленность ведет битву за специалистов

Цементная промышленность ведет битву за специалистов

Владимир Полканов

Как предприятия отрасли решают кадровые проблемы

0
1032
Путин обсудил вопросы языкознания

Путин обсудил вопросы языкознания

Иван Родин

2028-й скорее станет Годом Тютчева, чем Толстого

0
1293
Защищая природу и сохраняя биоразнообразие

Защищая природу и сохраняя биоразнообразие

Татьяна Астафьева

"Роснефть" за год вложила в экологические проекты 74 миллиарда рублей

0
1054

Другие новости