0
8227
Газета Экономика Интернет-версия

25.07.2016 00:01:00

Высокоскоростную магистраль повесят на бюджет

Тэги: ржд, высокоскоростные манистрали, москва, казань, китай


ржд, высокоскоростные манистрали, москва, казань, китай Маршрут высокоскоростной магистрали Москва–Казань. Источник: ОАО «РЖД»

Китайские высокоскоростные магистрали демонстрируют высокую доходность. Только одна ветка Пекин–Шанхай принесла за год более 1 млрд долл. чистой прибыли. В России первая высокоскоростная магистраль (ВСМ) Москва–Казань появится не ранее 2020 года. При этом ВСМ может оказаться тяжелой ношей для слабеющего российского бюджета. А государственные кредиты и гарантии станут инвестициями в иностранные технологии, которые так и не освоит Россия.

Если правительство одобрит финансовую модель проекта строительства высокоскоростной ж/д магистрали Москва–Казань стоимостью 1,1 трлн руб., то России придется возмещать убытки ВСМ субсидиями в 2020–2031 годах, общий размер которых превысит 640 млрд руб., следует из презентации финансовой модели, сообщило агентство Reuters.

В эти же дни китайская «Жэньминь жибао» сообщила, что высокоскоростная железная дорога Пекин–Шанхай оправдала свое название «самой прибыльной в мире». В 2015 году чистая прибыль от ее эксплуатации составила около 6,6 млрд юаней (более 1 млрд долл.) Дорога протяженностью 1318 км была запущена в 2011 году, в 2015 году по ней перевезли около 130 млн пассажиров. Кроме того, по информации китайского сайта «Ежедневные экономические новости», в 2015 году чистая прибыль была получена еще на трех высокоскоростных дорогах.

Сегодня в Китае протяженность действующих высокоскоростных железных дорог превышает 19 тыс. км, и страна занимает первое место в мире по этому показателю. 20 июля Государственный комитет по развитию и реформе опубликовал «Среднесрочный и долгосрочный план развития железнодорожной сети», согласно которому к 2025 году протяженность высокоскоростных ж/д линий составит около 38 тыс. км. Мощное развитие науки и техники в этой области толкает Китай на внешнюю экспансию. И одно из направлений – Россия, где к 2020 году должна появиться первая такая магистраль протяженностью 770 км. В дальнейшем ее предполагается продлить на восток, вплоть до Пекина.

Китайская сторона предоставит России кредит в 400 млрд руб. для строительства высокоскоростной магистрали Москва–Казань. Сумма будет выделена на 20 лет и не потребует суверенных гарантий РФ, обещал в начале июня журналистам первый вице-президент РЖД Александр Мишарин. Готовы вложиться в создание российской ВСМ и немцы. В начале июля прошла встреча руководства РЖД и компании Siemens, где рассматривалась перспектива предоставления займа в 700 млн евро на приобретение подвижного состава и 1,5 млрд евро на строительство инфраструктуры.

Проект ВСМ Москва–Казань изначально планировалось запустить к чемпионату мира 2018 года, но в спортивный бюджет дорога в итоге не попала, в том числе и потому, что ее бюджет в 1,1 трлн руб. мог превысить все остальные вложения в футбол раза в два (см «НГ» от 10.06.16). Сегодня речь идет о завершении строительства в 2020 году. ВСМ должна пройти по территории семи регионов России, соединив Москву, Владимир, Нижний Новгород, Чебоксары и Казань. Время в пути между конечными точками должно сократиться с 12 до 3,5 часов. Она станет первой в России высокоскоростной магистралью, по которой пассажирские составы будут двигаться со скоростью 350 км/ч (вагоны нынешних «Сапсанов» теоретически могут достигать таких скоростей, но из-за качества полотна их скорость ограничена 250 км/час). Ежегодный пассажиропоток на линии в первые годы эксплуатации оценивается в 10,5 млн человек.

В середине июня глава РЖД Олег Белозеров заявил СМИ, что ВСМ Москва–Казань будет построена без привлечения бюджетных средств. Однако Reuters сообщает, что на проект уже потрачено около 10 млрд руб., включая 4 млрд руб. из бюджета РФ, и это только половина суммы, которая нужна для проектирования. Помимо иностранных инвестиций финансовая модель предполагает еще взнос в уставный капитал со стороны негосударственных пенсионных фондов в размере 90 млрд руб. РФ на этапе строительства вкладывает 100 млрд руб. из Фонда национального благосостояния (ФНБ) и 110 млрд руб. через РЖД, которая также может инвестировать в проект средства ФНБ и господдержки. Кроме того, модель предусматривает еще 100 млрд руб. инвестиций, привлеченных через «инфраструктурные облигации», купить которые может, например, госкорпорация Внешэкономбанк. И этим вклад государства в проект не ограничивается, следует из презентации, оно должно взять на себя обязанность покрывать убытки компании на этапе эксплуатации. Причем размер этих субсидий только в лучшем случае составит те самые 640 млрд руб. в 2020–2031 годах, а может достичь и 878 млрд руб. с учетом валютной составляющей, а также в том случае, если деньги ФНБ придется замещать банковскими кредитами и если будет реализован консервативный макроэкономический прогноз Минэкономразвития, говорится в презентации.

Специалисты отмечают, что Россия в очередной раз фактически отказывается от развития собственных технологий, не вкладывает средства в развитие собственной науки и техники, а вместо этого собирается закупать готовую иностранную технику. Если бы российские промышленники получили задание разработать отечественные технологии, то проект мог бы стать прорывным. Ведь есть идея сделать первую в мире ВСМ, сочетающую пассажирские и грузоперевозки. Такого пока нет ни в Китае, ни в Японии, ни в Европе. Но пока дело идет по другому сценарию: создавать новую технику будут в Китае или в Германии, а росийский бюджет будет оплачивать растущее технологическое отставание России.  


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Карнавальный переворот народного тела

Карнавальный переворот народного тела

Юрий Юдин

100 лет тому назад была написана сказка Юрия Олеши «Три толстяка»

0
604
Тулбурел

Тулбурел

Илья Журбинский

Последствия глобального потепления в отдельно взятом дворе

0
612
Необходим синтез профессионализма и лояльности

Необходим синтез профессионализма и лояльности

Сергей Расторгуев

России нужна патриотическая, демократически отобранная элита, готовая к принятию и реализации ответственных решений

0
492
Вожаки и вожди

Вожаки и вожди

Иван Задорожнюк

Пушкин и Лесков, Кропоткин и Дарвин, борьба за выживание или альтруизм и другие мостики между биологией и социологией

0
317

Другие новости