Глава Минобороны Сергей Шойгу скорее всего не поддержит новации ведомства Антона Силуанова. Фото PhotoXPress.ru
Бюджетный кризис толкает чиновников к отмене так называемых военных пенсий, которые получают служащие Минобороны, МВД, МЧС, ФСБ и других силовых структур. Вслед за реформой гражданских пенсий логика кризиса ведет экономический блок правительства к сокращению пенсий силовиков. Нынешние военные пенсионеры могут спать спокойно: их пенсии отменять не планируют. Но действующие силовики могут в будущем вместо пожизненной пенсии получить лишь однократное выходное пособие – для адаптации к работе на гражданке. Такое решение уже обсуждается в структурах Минфина.
Научно-исследовательский финансовый институт (НИФИ), подведомственный Минфину, готовит обоснование для новой пенсионной реформы. Теперь жертвами оптимизации могут стать силовики. Об этом можно судить по публичным выступлениям директора НИФИ Владимира Назарова. По его мнению, военные пенсии надо пересматривать. И, судя по всему, довольно радикально. О некоторых подробностях Назаров рассказал на прошлой неделе в эфире «Эха Москвы».
«Тем, кто собирается выходить на военную пенсию, надо вместо пенсии предложить нормальный социальный контракт, – пояснил экономист. – Когда человек заканчивает военную службу, если он не инвалид и у него все в порядке, надо дать ему деньги на переобучение, дать большое выходное пособие, чтобы ему хватило на год-два безбедной жизни, и после этого он вполне как нормальный член общества может работать на другой работе».
Какими бы странными ни казались идеи, обсуждаемые в НИФИ, к ним стоит прислушаться. Ведь, как указано на сайте Минфина, среди задач и функций этого института – разработка теории и методологии управления финансами, прогнозирования, планирования, составления и исполнения федерального бюджета, подготовка предложений и рекомендаций по совершенствованию бюджетного законодательства. Другими словами, разработки НИФИ в виде законопроекта могут лечь на стол главы Минфина Антона Силуанова. А он уже со всеми расчетами и обоснованиями в руках может потом приступить к лоббированию очередной оптимизации.
Если понимать под военными пенсиями выплаты, которые получают не только военнослужащие, но и другие силовики (сотрудники правоохранительных органов и органов уголовно-исполнительной системы, служб безопасности и внешней разведки, пожарных подразделений и т.д.), а также следователи и прокуроры, тогда после реформы бюджетная экономия может составить, по приблизительным подсчетам, от 500 до 700 млрд руб. в год. Но есть и более скромные экспертные оценки экономии – около 200 млрд руб. в год. До тех пор пока реформа не приобрела конкретных очертаний, провести более точные расчеты невозможно.
Впрочем, и сейчас получить военную пенсию бывает непросто. Она назначается при условии выслуги лет. Право на военную пенсию получают лица, имеющие на день увольнения выслугу на службе в силовых ведомствах 20 лет и более; а также лица, уволенные по достижении предельного возраста, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и достигшие на день увольнения 45-летнего возраста, имеющие общий трудовой стаж 25 календарных лет и более, из которых не менее 12 лет и шести месяцев составляет служба в силовых ведомствах.
Нередко силовиков увольняют до достижения необходимой для пенсии выслуги лет. Бывают случаи, когда гражданин узнает о своем несоответствии пенсионным требованиям уже после увольнения. Такие недослужившиеся могут рассчитывать только на сохранение в течение одного года выплаты оклада по воинскому званию. Или же на пенсию по инвалидности.
Похоже, что минфиновская реформа военных пенсий может отменить само понятие «выслуга лет». Большинство опрошенных «НГ» экспертов скептически отнеслись к новациям научных структур Минфина. По их мнению, предложенная реформа выглядит провокационно, более того, она почти нереализуема.
«Эта новация снизит престиж военной службы. И это настолько новое слово в мировой практике, что военные всех стран будут смотреть на действия российского правительства с некоторой оторопью», – считает завлабораторией военной экономики Института Гайдара Василий Зацепин. «Пересмотра условий скорее всего не удастся избежать, но полная отмена пенсий для военных – это уже совсем экстремальный вариант. Силовые ведомства у нас обладают немалым весом, и они наверняка сделают многое ради сохранения пенсий», – уверен директор Института актуальной экономики Никита Исаев.
У каждого российского офицера пока есть шанс дослужить до военной пенсии. Фото с официального сайта Министерства обороны РФ |
В большинстве развитых стран военные пенсионеры – одна из самых защищенных прослоек населения, напоминает эксперт. Один из стимулов идти на военную службу – гарантия стабильного дохода на протяжении многих лет. По словам Исаева, недостаточно просто дать военнослужащему денег на переобучение: «Чтобы система переподготовки эффективно функционировала, ее нужно построить с нуля. А это невозможно без дополнительного финансирования. В условиях хронического бюджетного дефицита получается замкнутый круг. Вакансий ночных сторожей на всех отставников явно не хватит».
Предлагаемая реформа «сделает людей в погонах временщиками, относящимися к государству как к очередному месту заработка», опасается адвокат бюро «Деловой фарватер» Антон Соничев. По его мнению, такие изменения подорвут доверие к государству. «Сопротивление со стороны силовых ведомств будет очень серьезным», – ожидает Соничев.
«Никакая единовременная выплата не сравнится с регулярным получением дохода, особенно при таких единовременных выплатах, как сейчас в России. Это приведет к ущемлению социальных гарантий военных пенсионеров, так как не каждый сможет адаптироваться к гражданской жизни», – предупреждает юрисконсульт компании «Мой семейный юрист» Роман Азатян. «Как показывает практика, в России с мнением военных ведомств считаются, и поэтому они смогут отстоять свои позиции», – добавляет он.
Многие экономисты напоминают, что частичное размывание военных пенсий идет уже сегодня. Военные пенсионеры и сейчас сталкиваются с бюджетной экономией: тогда, когда власти решают заморозить индексацию их пенсий, говорит аналитик компании «Солид Менеджмент» Сергей Звенигородский. Он подчеркивает, что новация теоретиков Минфина полностью укладывается в сформированную государством тенденцию: скоро почти все гражданские пенсии могут перейти «в разряд символических пособий, на которые, учитывая инфляционные ожидания, прожить будет проблематично», говорит эксперт. Недаром в правительстве предлагают населению обеспечивать себе достойную старость, формируя пенсионные накопления.
Хотя некоторые эксперты видят здравое зерно в позиции руководителя НИФИ. «Сама идея переобучения вне зависимости от выплат пенсий носит здравый характер, так как в армии есть много людей с навыками, которые очень хорошо пригодятся в работе в крупных корпорациях и малом бизнесе», – говорит первый вице-президент «Опоры России» Павел Сигал. Большое выходное пособие будет привлекательно «для тех, кто оставит военную службу в относительно молодом возрасте и решит сделать карьеру на гражданке», считает он.
Наконец, часть экспертов не исключает, что рассуждения об отмене военных пенсий имеют вполне конкретный политический смысл. Возможно, это своеобразная подготовка к выборам, предполагает аналитик компании IFC Markets Дмитрий Лукашов: «Сначала создается угроза отмены пенсий и пособий, а потом эту угрозу устраняют под одобрение избирателей».
«Пока о каких-либо законодательных инициативах в данной области лично мне не известно», – пояснил затем "НГ" Назаров. По его словам, на все пенсии силовикам бюджет тратит почти 1% ВВП. «Но речь не идет, и не может идти об отмене военных пенсий. Военнослужащие, которые уже получают военную пенсию, будут продолжать ее получать. Это вопрос социальной стабильности и справедливости. Речь может идти лишь о постепенной модификации правил выхода на пенсию нынешних военнослужащих: увеличение стажевых требований и использование комбинированных шкал возраст-стаж службы, когда больший стаж службы будет позволять уходить на пенсию раньше с учетом профессиональной специализации и звания военнослужащего», – говорит руководитель НИФИ. «При этом могут возникнуть зазоры между периодом увольнения в запас и назначением военной пенсии. Вот эти зазоры и целесообразно заполнить выходным пособием и программами переобучения с последующим трудоустройством по гражданской специальности, – объясняет Назаров. – Если решение об изменении условий назначения военных пенсий будет сбалансированным, то привлекательность военной службы не снизится. Понимание того, что служишь Родине, высокая заработная плата, а также гарантия того, что в трудный момент общество придет на помощь самому военнослужащему и членам его семьи, гораздо важнее «размазывания каши по тарелке», когда все военные получают пенсию вне зависимости от своего возраста и доходов «на гражданке».
«Надеюсь, что сбалансированное решение может найти понимание у сотрудников и руководства всех силовых ведомств. Военные – это люди, прежде всего, заботящиеся о благе своей страны. Сейчас это благо состоит в том, чтобы сделать социальный пакет военнослужащего более адресным, учитывающим возможность и желание военнослужащего начать гражданскую карьеру, а также более полно учитывающее материальное положение военнослужащих и членов их семей», – заключает Назаров.
«В чистом виде схема с выходным пособием в большинстве стран не применяется. Однако так же не очень распространена и нынешняя российская схема, когда назначение военной пенсии происходит сразу по увольнению из вооруженных сил при наличии определенного стажа без какой-либо привязки к возрасту военнослужащего, его способности трудиться по гражданской специальности и материального положения», – уточняет Назаров.