Нынешняя система оказания соцпомощи неэффективна, считает главный экономический стратег Алексей Кудрин. Фото Антона Новодережкина/ТАСС |
Российские власти утверждают перевод социальных выплат на принцип адресности и нуждаемости ради экономии бюджетных денег. На практике это означает, что многие пенсионеры могут лишиться базовой части пенсии и других социальных выплат. Пенсии могут быть урезаны гражданам, на которых зарегистрированы загородный домик, трактор, домашние животные или маломерное судно. Нуждаемость в выплате пенсии придется доказывать не только одиноким гражданам, но и всем их ближайшим родственникам. Для этого правительству потребуется особая система контроля собственности и доходов граждан. Реформу социальных выплат, которая позволит сэкономить около 0,9% ВВП, обсуждают у Алексея Кудрина в его Комитете гражданских инициатив.
Власти не первый год заявляют о необходимости перехода на принцип адресности и нуждаемости при выплате средств социальной поддержки. «Необходимо переходить именно на адресную социальную поддержку. По этому пути идут все страны, особенно сейчас – в период бюджетных консолидаций. Сейчас идет поголовное предоставление льгот, на это тратится огромный государственный ресурс», – объявил еще четыре года назад глава Минфина Антон Силуанов.
В прошлогоднем Послании Федеральному собранию на это же указывал и президент Владимир Путин: «Необходимо поддержать людей с низкими доходами, наиболее уязвимые категории граждан, перейти наконец к справедливому принципу оказания социальной помощи, когда ее получают те, кто в ней действительно нуждается». О необходимости разработки критериев нуждаемости говорил и премьер Дмитрий Медведев. «Мы меняем законодательство и сейчас вводим критерии нуждаемости, которые будут определяться в каждом в конкретном регионе», – сообщал он.
Явный сторонник принципа нуждаемости и новый экономический стратег – экс-министр Алексей Кудрин. «Нынешняя система оказания соцпомощи неэффективна и не избавляет страну от бедности. Нужно перераспределить ресурсы больше на нуждающихся, а на целый ряд категорий, может быть, как минимум заморозить поддержку», – предлагал он. Однако ближайшие соратники Алексея Кудрина предлагают и более решительные меры: прекратить выплату базовой части пенсии и других форм соцподдержки тем гражданам, чья семья не сможет доказать свою нуждаемость».
Напомним, еще весной президент Путин назначил Алексея Кудрина главой Центра стратегических разработок, а сам он будет разрабатывать предвыборную программу Владимира Путина на следующие шесть лет.
Пока социальные выплаты сокращаются под лозунгом нуждаемости на уровне регионов. Но на очереди – и федеральные выплаты. С начала этого года в РФ действует закон, дающий право регионам вводить собственные критерии нуждаемости. Правда субъекты не торопятся с этим. Вероятно, многие губернаторы понимают, что затея с нуждаемостью не принесет ни экономии, ни социальной стабильности. Так, правительство Омской области скорректировало меры соцподдержки для своих жителей. С 1 января 2017 года на ежемесячную денежную выплату (ЕДВ) смогут рассчитывать только жители, имеющие звание «Ветеран Омской области», чей ежемесячный доход не превышает 175% величины прожиточного минимума пенсионера в регионе – или около 14 тыс. руб. Однако нельзя сказать, что такая мера позволит значительно сократить число получателей ЕДВ – из 90 тыс. ветеранов при новом расчете вне поддержки останутся около 16 тыс. граждан.
Есть случаи и более «мягкого» перехода на принцип нуждаемости. Например, власти Мурманской области ранее установили порог нуждаемости для льготного проезда выше 29 тыс. руб. в месяц. И чиновники подчеркивали, что таким образом право на приобретение социального проездного сохранится у большинства региональных льготников (см. «НГ» от 14.10.15).
Фактически принцип адресности и нуждаемости в мерах соцподдержки по-прежнему не является главным, заявили вчера эксперты Независимого института социальной политики (НИСП), представляя в кудринском Комитете гражданских инициатив свои предложения по реформе социальных выплат.
Сегодня почти все меры соцподдержки предоставляются в России по категориальному принципу – то есть исходя из принадлежности к какой-либо социальной, демографической или профессиональной группе, без учета уровня нуждаемости. В итоге в зоне ответственности федерального бюджета находятся многочисленные категории из числа ветеранов войн, членов их семей, лиц, подвергшихся воздействию радиации, инвалидов и их семей, почетных доноров, сотрудников федеральных органов власти, военнослужащих, безработных, лиц, не подлежащих обязательному социальному страхованию, детей-сирот. Причем в тройку самых крупных по затратам федерального бюджета мер социальной поддержки входят предоставление материнского капитала, ежемесячная денежная выплата инвалидам, оплата жилищно-коммунальных услуг. «И только один вид социальной поддержки – федеральная социальная доплата к пенсии – предусматривает учет уровня материальной обеспеченности получателей, то есть реализуется на основе адресного подхода», – подчеркивает директор НИСП Лилия Овчарова.
Численность получателей социальных выплат из федерального бюджета составляет сегодня около 20–22 млн человек. А численность получателей региональных мер соцподдержки оценивается еще выше – до 38 млн человек. При этом на федеральном уровне только 3% расходов на социальную защиту приходится на меры, предоставляемые с применением критериев нуждаемости, а на региональном – 25%.
Владельцы даже одного трактора будут «наказаны» лишением пенсий и других видов соцподдержки. Фото Интерпресс/PhotoXPress.ru |
Барьеры в части формирования адресного оказания мер соцподдержки эксперты связывают с отсутствием четких критериев определения нуждаемости. В свою очередь, сами социологи считают, что бедность и нуждаемость – это домохозяйственные характеристики, и для их определения нужен душевой доход, размер которого зависит от совокупных семейных доходов.
Учитывая же сложности учета доходов и имущества на фоне распространенности неформальной занятости, ученые предлагают использовать свою систему фильтров доступа к мерам социальной поддержки, основанным на оценке нуждаемости. К примеру, для горожан предлагается исключить из мер поддержки тех, у кого среди членов семьи имеется два и более жилых помещения. Лишить мер соцпомощи предлагается и тех, чьи родственники владеют земельным участком под индивидуальное жилищное строительство. В число нуждающихся не попадут и те, чьи домочадцы владеют двумя и более легковыми или коммерческими автомобилями. Если же у родственников есть один автомобиль не старше двух лет, меры соцподдержки также предлагается исключить. Другой критерий исключения из числа нуждаемости – наличие маломерных судов и даже гидроциклов.
Свои критерии нуждаемости авторы доклада предлагают и для селян. Последних предлагается исключить из получателей соцпомощи в случае, если в семье такого гражданина в собственности есть сельхозтехника, например, трактор. Другое предложение социологов – связать нуждаемость с числом скота в хозяйстве сельского жителя и его семьи. «Если в хозяйстве семьи (одиноко проживающего гражданина) имеется в собственности домашний скот в количестве, превышающем 2 головы крупного рогатого скота (КРС) или их эквивалент по иному домашнему скоту», – следует из доклада. В итоге получается, что бедными нельзя будет назвать тех, у кого в хозяйстве 20 овец, или 6 свиней, или 1 лошадь, или 40 кроликов, или 50 кур, или 20 пчелиных семей. Коэффициенты эквивалентности по экзотичным видам домашнего скота вроде северных оленей, ослов и верблюдов экономисты предлагают устанавливать в органах соцзащиты населения субъектов РФ.
Другое революционное предложение экспертов – предоставление базовой пенсии только на основе критериев нуждаемости. По оценкам руководителя Экономической экспертной группы Евсея Гурвича, данная мера помогла бы сэкономить 0,9% ВВП – то есть менее 1 трлн руб. Можно предположить, что такое предложение исследователей неконституционно, поскольку по действующей Конституции гражданину гарантируется социальное обеспечение. Однако такое впечатление обманчиво. Как следует из главного документа страны, государственные пенсии и пособия устанавливаются законом, а сам текст Конституции не содержит такого понятия, как базовая пенсия.
В качестве источников информации о потребности граждан в соцобеспечении эксперты предлагают введение единой государственной информационной системы в области социального обеспечения населения (ЕГИССО). Как считают в институте, такая система позволила бы оценивать доходы и имущество домохозяйств и граждан на основе интегрирования из различных регистров информации.
Вместе с тем, предлагая ввести систему учета доходов и имущества россиян, исследователи сами указывают на существующие административные издержки в контроле нуждаемости. «Исследования перспектив развития адресных программ для бедных показали, что издержки на администрирование достаточно высоки: от 10 до 30% от общей суммы расходов на адресные меры социальной поддержки бедных», – сообщают эксперты. Вместе с тем возникает вопрос: а не получится ли так, что администрирование новой системы окажется в итоге дороже возможной экономии? Нет и ответа на вопрос, а что делать тем пенсионерам и малоимущим, чьи члены семьи в теории действительно владеют судами, земельными участками и отарами овец, однако давно не общаются со своими малоимущими родственниками. И как предлагается формировать принцип адресности и нуждаемости в этом случае – проверять численный состав семей и частоту их общения?
Да и сама система контроля над доходами и имуществом граждан вызывает сомнения. Можно предположить, что введение ЕГИССО повлечет за собой различные манипуляции граждан с собственностью вплоть до переписывания коров и свиней на соседей, друзей и дальних родственников.