Фото пресс-службы Министерства здравоохранения Московской области
12.04.2017 12:30:00
Лечить, а не вылеживать
Медицина – это тема, которая волнует если не всех, то очень многих, особенно в предвыборный год. Мы все болеем, а когда что-то случается, хотим, чтобы помощь пришла быстро, и получили мы ее с комфортом. Правда, бывает это, к сожалению, не всегда. Поэтому звучит немало упреков отечественной медицине - справедливых и не очень. Один из них, ставший, наверное, камнем преткновения для многих - обвинения в «повальном» сокращении коек в больницах.
В недавнем докладе Центра экономических и политических реформ отмечается, что с 2000 по 2015 год число больничных коек сократилось с 115 до 83,4 на 10 тыс. населения. Эти цифры тут же разошлись по СМИ и социальным сетям в качестве свидетельства «схлопывания» всей системы здравоохранения в стране. Но если бы это было так – были бы видны и последствия: здоровье россиян должно было бы столь же стремительно ухудшиться, а смертность возрасти. Но этого не происходит. Более того, даже самые активные противники проводимых изменений в здравоохранении не берутся отрицать очевидных положительных перемен, среди которых и устойчивое увеличение продолжительности жизни россиян, и беспрецедентное снижение смертности. Так в чем же дело? Как при снижении числа коек удается улучшать показатели здоровья?
Мы попытались разобраться в этом вопросе и опросили как экспертов, так и практикующих врачей.
Прежде всего, нам объяснили, что мощность системы здравоохранения в XXI веке определяется уже не количеством больничных коек, как это было ещё в середине XX-го, а объемом реально оказанной медицинской помощи и ее эффективностью: снижением уровней заболеваемости и смертности.
В 50-е годы прошлого века, когда выстраивалась передовая для своего времени советская система здравоохранения, по сравнению с обычным жильем наших граждан, т.е., перенаселенным и зачастую лишенным минимальных «удобств», больничная койка означала: адекватные санитарные условия, нормальный режим, гарантию минимально достаточного питания и возможность медицинского вмешательства в случае ухудшения состояния больного. Это – обязательные условия для лечения большинства заболеваний в острых и угрожающих жизни состояниях, что и было главной целью тогдашней медицины. Поэтому круглосуточная больничная койка и считалась главным ресурсом здравоохранения. Но с тех пор социальные условия жизни населения существенно изменились, а медицинские технологии стали намного более сложными и более эффективными. Главной задачей здравоохранения теперь всё больше становится сохранение здоровья граждан, предупреждение и предотвращение острых состояний и тяжелых стадий заболевания. А доступность медицинской помощи теперь измеряется не койками, а высокоэффективными операциями и лечебными процедурами, проведенными с использованием современных технологий.
Что же касается собственно статистики количества больничных коек, то, по мнению академика РАН Владимира Стародубова, директора Центрального НИИ организации и информатизации здравоохранения, председателя Всероссийского общества организаторов здравоохранения, сокращение числа коек – это естественный процесс, который связан с разными факторами, в том числе, – с внутренней миграцией населения. «В последние годы в нашей стране наблюдается уменьшение численности сельского населения, что, естественно, приводит к уменьшению числа медицинских организаций, расположенных на селе. При этом объемы необходимой медицинской помощи этой группе населения, - подчеркивает Стародубов, - не уменьшаются, а освободившиеся ресурсы направляются туда, где они действительно необходимы».
Главный врач региональной больницы из Краснодара профессор Владимир Порханов на наш вопрос о том, как обстоят дела с койками в Краснодарском крае, в шутку заметил, что лечение лежанием давно не применяется нигде в мире, да и нам пора отходить от этого. Порханов привел пример сельских жителей: «Если еще вчера доступность высокотехнологичной медицинской помощи, например, для села была практически нулевой, то сегодня картина в корне другая. Доля селян, которые получают самую современную помощь, даже выше, чем доля селян в структуре населения страны».
«Надо не на селе низкоквалифицированные койки сохранять – на них никогда не получится обеспечить того же уровня помощи, как в городе, – а делать так, как делают во всем мире: случился инфаркт – доставляют в межрайонный центр, где есть все необходимое. А чтобы помощь «шаговой доступности» получить, нужно и дальше развивать сеть ФАПов, ответственных домохозяйств – благо, сейчас это активно делается -дороги строить», - говорит врач общей практики из станицы Выселки Евгения Николаевна Ноздрачева.
Переход к более эффективной и более технологичной медицине происходит по всей нашей системе здравоохранения, поэтому сокращение больничных коек идет и в столице. Как сообщил руководитель НИИ организации здравоохранения и медицинского менеджмента Москвы Давид Мелик-Гусейнов, уменьшение количества больниц и коек никак нельзя считать подтверждением снижения доступности медпомощи, потому что количество госпитализаций и оперативная активность лечения в больницах при этом растет. Согласно официальной статистике, оперативная активность круглосуточных стационаров с 2011 года увеличилась на 7,8%, число пролеченных в дневных стационарах – почти на 30%, а оперативная активность в дневных стационарах – более чем в два раза.
Не только Россия, но и весь современный мир переходит на более прогрессивные медицинские технологии, поэтому время пребывания пациента в больнице сокращается повсеместно. Теперь врачи часто могут за три дня сделать больше, чем раньше за две недели. Простой пример – эндоскопические операции, которые позволяют выписать человека уже через день, тогда как раньше он лежал 10 дней в больнице. А поскольку домашняя койка сейчас уже, как минимум, не уступает больничной ни по комфорту, ни по санитарным условиям, лежать дополнительное время в круглосуточном стационаре смысла уже нет. Тем более, что и амбулаторная помощь шагнула далеко вперед.
Поэтому, если кому-то из наших читателей все же случится заболеть, то мы пожелаем ему скорейшего выздоровления, а не возможности подольше полежать в больнице.
Комментарии для элемента не найдены.