Спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко жалуется на сомнительное качество минеральной воды. Фото РИА Новости
Наводнение продовольственного рынка РФ суррогатами добралось до высоких чиновных кабинетов. Фальсифицированное молоко, пальмовое масло, поддельные напитки – все это можно было считать проблемой только рядовых россиян. Но вчера выяснилось, что даже самые влиятельные чиновники не имеют защиты от распространившихся по России подделок. Третий человек в государстве – спикер верхней палаты парламента Валентина Матвиенко, оказывается, страдает от фальсифицированной минералки.
Глава Минпромторга Денис Мантуров рассказал сенаторам, как он борется с фальсификатом. Но, судя по настроениям чиновников, стране недолго осталось до возрождения советской системы спецраспределителей. Вопрос некачественной продукции вчера подняли на уровень Совета Федерации. Контрафакт, фальсификат, серый импорт не только заполонили розницу, но и мешают работе целых отраслей экономики. Доля фальсифицированной продукции на рынке молока составляет 20%, а рыбы – до 50%, сообщил вчера на правительственном часе в верхней палате парламента министр промышленности и торговли Денис Мантуров. По его словам, комплектующие в автомобильной промышленности и сельхозмашиностроении на 30% контрафактные. Примерно во столько же он оценил долю незаконного оборота топлива, а в легкой промышленности объемы незаконного оборота формируют около 35% рынка.
Министр сослался на результаты исследований, согласно которым объем незаконного оборота на семи ключевых потребительских рынках, формирующих 60% розницы, в 2015 году составил 2,5 трлн руб.
А председателя Совета Федерации Валентину Матвиенко озаботило качество элитной французской минеральной воды Evian, которая в интернет-магазинах продается по 110 руб. при оптовых закупках. Матвиенко выразила недоверие свойствам воды в российских магазинах и предложила проверить ее качество. «Например, вода Evian. Попробуйте эту воду за рубежом и попробуйте у нас. Я задаю вопрос: если ее завозят, почему она другого вкуса? Если разливают в очередном подвале, то кто за этим следит? Я бы попросила конкретно с водой разобраться. Вся минеральная вода одного вкуса, такое впечатление, что она разливается в одном месте. Проверьте, ведь это дискредитация. При этом вода Evian стоит очень дорого», – сказала спикер Совфеда.
Возмущение чиновницы понятно. Вряд ли она покупала воду сама через Интернет или в ближайшем супермаркете. Вероятно, под подозрение попали бутылки, выставленные на официальном приеме. А это уже перебор. В стране всегда существовала система особенного снабжения чиновников такого ранга, это идет из СССР с его цековскими и обкомовскими распределителями. Да и в царские времена существовала система особых «для двора его величества» поставщиков, которые головой отвечали за качество еды.
Известно, что в СССР помимо общедоступных, изобильных, но дорогих колхозных рынков система снабжения продуктами питания включала государственные магазины (гастрономы), которые как раз и были подвержены такой болезни, как дефицит, то есть отсутствие товара. Для чиновников, которые не могли тратить драгоценное время на пробежки по нескольким гастрономам в поисках, скажем, сметаны, и были придуманы спецраспределители, где элита общества отоваривалась и едой, и одеждой. Качество и того и другого было, как правило, на высоте. Кстати, «заказы» (наборы с колбасой, чаем, растворимым кофе и т.п.) выдавались раз в месяц или под праздники на оборонных предприятиях, в закрытых городах, в редакциях партийных и профсоюзных изданий.
Так есть ли шанс, что после такого эмоционального замечания спикера Совфеда в стране пройдут массовые облавы на поставщиков (импортеров) Evian? Не попадут ли под горячую руку другие иностранные марки, а также отечественные «святые источники» и «шишкины леса»? Не вернется ли российская номенклатура к системе специальных распределителей продуктов питания с гарантированными, особо проверенными поставщиками? А может быть, после шуб и обуви Минпромторг теперь изменит список первоочередных мероприятий по снабжению продукции радиочипами (см. «НГ» от 23.06.17) и RFID-метки появятся прежде всего на минеральной воде?
Глава Минпромторга сообщил вчера, что в декабре 2016 года была утверждена Стратегия по противодействию незаконному обороту промышленной продукции. «Большой пласт работ связан с корректировкой нормативно-правовой базы, чтобы закрыть лазейки, которыми пользуются недобросовестные предприниматели. Госкомиссией уже одобрено 12 законопроектов. В частности, предусмотрено упрощение порядка уничтожения изъятых из незаконного оборота товаров легкой промышленности. Вводится ответственность за фальсификацию пищевой продукции и предоставление ложной информации потребителям при осуществлении интернет-торговли. Устанавливается штраф за нарушение требований по безопасности моторного топлива. Одновременно госкомиссия одобрила инициативу по снятию излишних барьеров при выпуске в обращение лекарственных препаратов», – сказал министр.
«От фальсификата не может быть застрахован никто, будь то высокий чиновник или рядовой гражданин (при этом мы не касаемся Кремля, у которого свои каналы снабжения и определенные поставщики), – сказал «НГ» аналитик компании Forex Optimum Иван Капустянский. – Более того, в условиях, когда экономика снижается, а реальные доходы населения падают, доля фальсифицированных продуктов резко растет, и в первую очередь в элитном сегменте продуктов. Пример – элитный алкоголь и сигареты, на которые непрерывно растут акцизы. Также процветанию подобного бизнеса сопутствует достаточно большая коррупционная составляющая в нашей стране, что значительно затруднит борьбу чиновников с фальсификатами».
«В современной России, как и в ее предшественнице 110–120-летней давности, проблема особого продуктового снабжения стоит не так остро, как в СССР, поскольку высшие чиновники – люди далеко не бедные, – сказал «НГ» аналитик компании «Финам» Леонид Делицын. – В России, как и во всем мире, прибыли в нелегальном бизнесе высоки, а высокие риски компенсируются обилием лиц, которым нечего терять. Если есть дефицит, то будут и фальсифицированные товары. Победить это можно только наращиванием производства качественных товаров».
«В России помимо массовых каналов продажи продуктов питания существуют более закрытые, ориентированные и на высших чиновников различных уровней, и на крупных предпринимателей. Качество продуктов в них более высокое, особые каналы поставок сводят к минимуму возможности фальсификаций, – сказал «НГ» ведущий аналитик компании ТелеТрейд Марк Гойхман. – В торговых сетях, предприятиях общественного питания особую важность приобретают цена товаров, объемы продаж, во многих случаях в ущерб качеству. В таких условиях с учетом коррупционной составляющей в обозримом будущем в России вряд ли возможно преодолеть распространение фальсифицированной продукции. В лучшем случае могут быть уменьшены темпы нарастания данной проблемы».
«Если чиновники и члены их семей ходят в обычные магазины, то они, как и обычные покупатели, не могут быть защищены от приобретения фальсифицированной продукции. И если некоторые фальсифицированные продукты можно самостоятельно выявить, внимательно читая упаковку, то реальный состав многих продуктов можно определить только в специальных лабораториях, – сказала «НГ» генеральный директор Petrova Five Consulting Марина Петрова. – Для Кремля существует специальное снабжение, и контроль качества осуществляет санитарный врач, который выезжает на все предприятия, где производится закупка продуктов питания. Насколько я знаю, в Росрезерве опытные партии продуктов берут на проверку и им уделяется более пристальное внимание».
Петрова не верит, что в ближайшее время России удастся полностью победить фальсификат. «Нужно понимать, что ключевыми причинами фальсификации являются недостаток сырья и высокая себестоимость натурального продукта, а также низкая покупательская способность. Здесь обычно сходится желание потребителей купить дешевый продукт, а производителя – снизить себестоимость и увеличить объемы продаж. Только значительное увеличение объемов производства при жестком контроле качества помогут в борьбе с фальсификатом. Развитые страны с ситуацией массовой фальсификации просто не сталкивались в силу того, что у них в достаточном количестве производятся натуральные продукты и государство активно поддерживает сельхозпроизводителей», – сказала Петрова.
«Проблемы с питанием высших чиновников у нас нет, – считает директор Центра конъюнктурных исследований Высшей школы экономики Георгий Остапкович. – У них достаточно высокие доходы, благодаря которым они могут позволить себе доброкачественное питание. Вводить особые распределители с карточками, как в СССР, не надо, достаточно покупать еду не в дискаунтерах, а в сетях с дорогой продукцией. Подделки в основном потребляются людьми с низкими доходами, теми самыми 20 млн россиян, у которых доходы ниже прожиточного минимума. Исправить ситуацию, на мой взгляд, может только кардинальное изменение бизнес-климата. У нас слишком мало конкуренции: 70% валовой добавочной стоимости формируется в госкомпаниях и только 30% – в частном секторе. Некачественную продукцию, конечно, могут делать во всех секторах экономики, но конкуренция выдавит ее с рынка».