Что, что? Информационные технологии? Сетевые коммуникации? Новый технологический уклад? Кажется, мы излишне увлеклись грезами об интеллектуальном будущем, позабыв, что прежние институциональные болячки, как клопы при переезде, никуда не исчезли и продолжают здравствовать вместе с нами.
На ПМЭФ-2017 президент Владимир Путин констатировал, что цифровая экономика – «это основа, которая позволяет создавать качественно новые модели бизнеса, торговли, логистики, производства, изменяет формат образования, здравоохранения, госуправления, коммуникаций между людьми, а следовательно, задает новую парадигму развития государства, экономики и всего общества».
В целом все правильно (кто бы сомневался), однако президент не раскрыл главное – как не подцепить в светлое цифровое завтра три бессмертные русские «Ж»: жульничество, жадность, жлобство. Об этом не докладывают на кремлевских совещаниях, не просвещают в студенческих аудиториях, не рассуждают на ток-шоу, а зря: три «Ж» продолжают диктовать обществу свои «понятийные» установки, устранять которые приходится долгие годы.
Присмотритесь к прелюбопытному судебному процессу, подтверждающему изложенные выше выводы. Речь о длящемся с 2013 года противостоянии между ведущим российским интернет-магазином Холодильник.Ру, специализирующемся на продаже бытовой техники, в первую очередь, отечественного производства (та самая «новая модель бизнеса, торговли, логистики, производства»), и BBDO Group – российским холдингом, являющемся подразделением международной рекламной сети BBDO Worldwide, штаб-квартира которой расположена в «честнейшем» городе Нью-Йорке.
К чему такой сарказм? А вот к чему.
В 2013 году Холодильник.Ру решил провести рекламную компанию, заключив соответствующий договор с ООО «ОМД Медиа Дирекшн», компанией, входящей российскую BBDO Group. Сумма контракта составила 134 млн рублей.
Однако договор исполнен не был.
Холодильник.Ру в лице ООО «Эдил-Импорт» пошел в суд, где вдруг выяснилось, что из 131 млн рублей, перечисленных ООО «ОМД Медиа Дирекшн», 96 миллионов через цепочку компаний BBDO Group ЗАО «Код оф Трейд» и ООО «Медиа Капитал» в конечном итоге оказались на счетах подозрительных фирм (для вывода капитала?). Оставшиеся 35 млн рублей и составили бюджет усеченной рекламной кампании «Холодильника».
Судебное разбирательство длилось четыре года. Наконец, в прошедшем августе постановлением Арбитражного суда Московского округа судебные требования «Холодильника» были удовлетворены: с «ОМД Медиа Дирекшн» взыскали более 69 млн рублей неотработанного аванса плюс 24 млн рублей в качестве процентов за пользование чужими средствами.
Казалось бы, справедливость восторжествовала, и зря мы потратили время на чтение этого материала. Но не торопитесь, дальше в повествовании начинается самое интересное.
В процессе судебного разбирательства обнаружилось, что ООО «Медиа Капитал» (одна из двух фирм, что перечислила все средства на «прокладки», не напрямую же мухлевать) контролируется бизнесменом Юрием Истоминым, в свободное от работы время балующимся шансоном под псевдонимом Колыма (как, вы не слышали альбом «Москва бандитская»?!). Впрочем, какой это шансон: «творения» Колымы – банальная «блатная романтика», рассчитанная разве что на наивных подростков. «Украл, выпил, в тюрьму» – вот она, всамделишная «парадигма развития» части нашего общества, пропагандируемая в истоминских нетленках.
Ну и что, – скажете вы, – мало ли, какое у кого хобби? Так-то оно так, но только фанат магаданской реки, «где тундра и тайга кругом», является... супругом главы того самого холдинга BBDO Russia Эллы Стюарт, что облапошил «Холодильник»! Семейный подряд, не иначе.
Мало того, в 2015 году, видя, что «Холодильник» настроен серьезно, Истомин через подконтрольный ему кипрский оффшор UCF Partners Limited (мы тогда боролись с офшорами, если кто запамятовал) подал на «Холодильник» в суд, якобы, «за нарушение его исключительных прав на аудиовизуальные произведения» в размере ни много, ни мало 462 млн рублей! Мол, Истомин – единственный правообладатель «аудиовизуальных произведений», что составили кастрированную рекламную кампанию «Холодильника».
Как такая «парадигма» звучит по понятиям: «Мы вас не только «разгрузили», но еще и на штраф выставили за шум?»
Наш колымский певец, проживающий, правда, в элитной московской высотке, даже договора представил, но вот незадача – бумаги на передачу прав оказались подделкой, поскольку были заключены задним числом, в декабре 2013 года, когда рекламная кампания «Холодильника» уже завершилась(!). И установить это удалось лишь в окружном суде кипрской Никосии, куда дотошные юристы «Холодильника» обратились с требованием раскрытия информации UCF Partners Limited в отношении вышеназванных договоров.
Для сведения Истомина и тех, кто вздумает повторить описанный путь. Очерченный прием – избитая «понятийная» тактика: оказать давление на истца по «родственному» делу, (через офшор) предъявив тому сфабрикованный судебный иск на сумму, в несколько раз большую, а также сделать вид, что к собственной супруге не имеешь ровным счетом никакого отношения. И ладно бы, только к супруге: ставшую публичной переписку UCF Partners Limited, «ОМД Медиа Дирекшн» и «Холодильника» вел один и тот же юрист Дмитрий Красноштанов, и он же неоднократно представлял Эллу Стюарт в судах.
Выводов по итогам этого занимательного рассказа не будет. Будет вопрос: как долго мы будем болтаться между колымскими клопами и всеобщей цифровизацией?
Материал информационного агентства «Мосмонитор» от 24.10.17.