0
2823
Газета Экономика Интернет-версия

23.11.2017 11:44:00

Борьба за железнодорожные тарифы продолжается

Тэги: железная дорога, тарифы, ржд


железная дорога, тарифы, ржд Фото пресс-службы РЖД

Во власти продолжается дискуссия по тарифам на грузовые перевозки железнодорожным транспортом. На сайте правительства России опубликовано решение поддержать предложения Минтранса России об индексации на 2018 год на 3,9% тарифов на перевозки грузов железнодорожным транспортом, а также о сохранении в долгосрочном периоде установленной в 2017 году дополнительной целевой надбавки в размере 2% на капремонт железнодорожной инфраструктуры. Генеральный директор исследовательского агентства InfraNews Алексей БЕЗБОРОДОВ помог корреспонденту «НГ» Виталию БАРСУКОВУ разобраться в сложившейся ситуации и оценить воздействие на экономику действий транспортной монополии.

– Алексей Алексеевич, опубликованное решение правительства – это победа транспортников или пользователей услугами транспорта?

– Как я понимаю, тема с индексацией пока не закрыта, говорить об окончательном варианте рано. Борьба за тарифы продолжается, грузовладельцы остаются в напряжении, неопределенность остается, и кто «победит» - пока не очень понятно.

– Такой вывод следует из возможного продолжения обсуждения судьбы целевой набавки в правительстве, верно?

– Да, совершенно верно. При этом целевая надбавка – это по сути и есть самая страшная история для всех. Опасность состоит в ее сочетании с индексацией тарифов на 5,9%, как этого добивается ОАО «РЖД». На фоне рекордно низкой инфляции и наметившегося экономического роста – это, конечно, очень высокая цифра. Несмотря на все потребности отрасли показатель 7,9% в два с лишним раза превышает прогнозируемый уровень инфляции.

– Во время брифинга по итогам заседания правительства глава Минтранса Максим Соколов отметил, что до конца года будет обсуждаться целевая надбавка и ее параметры. Какое решение было бы приемлемым для рынка?

– Для грузоотправителей чем меньше эта цифра, тем лучше. Приемлемо, пожалуй, суммарно не более 4%, то есть где-то на уровне инфляции. А вот все, что выше, это уже мешает развитию экономики.

– На ваш взгляд повышенная индексация негативно скажется в первую очередь на экспортерах, а внутренний рынок будет затронут в меньшей степени?

– Мы, собственно, наполняем бюджет за счет экспортных операций. А что касается внутреннего рынка, то тут есть альтернативы, потому что РДЖ зачастую проигрывает автотранспорту. Я как человек, который достаточно плотно следит за рынком перевозок, часто вижу, что РЖД недорабатывает: не идет на многие обновления, позволяющие конкурировать коммерчески и административно, да еще и тарифы повышает. В сравнении с ними автотранспортники значительно более гибкие.

– И тем не менее, РЖД продолжает борьбу за повышение тарифов в правительстве, хотя является по сути подотчетной ему структурой…

– А у них просто нет выбора на сегодняшний день. Олегу Белозерову (главе РЖД. – «НГ») надо решать задачи, поставленные и правительством, и президентом, и не упускать финансовые цели. При этом, помимо обязательств перед государством, необходимо усиливать работу коммерческого блока, чтобы привлечь дополнительные грузы. Но это не очень получается. А пока приходится уповать на повышенный уровень индексации. Но рост тарифов в два раза выше инфляции – это, конечно, в первый раз, такого давно не было.

– С одной стороны, стоит задача иметь безубыточную компанию, с другой – не взвинчивать тарифы, с третьей – развивать инфраструктуру. Инвестиционная программа РЖД на 2018 год составляет порядка 580 млрд руб. Насколько она отражает потребности рынка, или это «программа ради программы»?

– С инвестпрограммой я хорошо знаком. В целом она нужна и вполне адекватна. Вопрос в ее размере и необходимости реализации в полном объеме в следующем году. У разных грузоотправителей и операторов разные оценки: и у угольщиков, и у контейнерщиков, и у нефтяников, и у остальных. Игроков можно насчитать минимум по 10 направлениям, и у каждого свои интересы. Сказать, что она для всех одинаково полезна, невозможно, это однозначно. Но все же, скорее она решает задачи грузоотправителей низкодоходных грузов, cоздавая для них дополнительные инфраструктурные возможности за счет очередного повышения тарифов, которое является тем более несправедливым для тех, кто является «донорами» действующей системы перекрестного субсидирования. 


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


В Совете Федерации остается 30 свободных мест

В Совете Федерации остается 30 свободных мест

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Сенаторами РФ могли бы стать или отставники, или представители СВО-элиты

0
468
Россияне хотят мгновенного трудоустройства

Россияне хотят мгновенного трудоустройства

Анастасия Башкатова

Несмотря на дефицит кадров, в стране до сих пор есть застойная безработица

0
515
Перед Россией маячит перспектива топливного дефицита

Перед Россией маячит перспектива топливного дефицита

Ольга Соловьева

Производство бензина в стране сократилось на 7–14%

0
742
Обвиняемых в атаке на "Крокус" защищают несмотря на угрозы

Обвиняемых в атаке на "Крокус" защищают несмотря на угрозы

Екатерина Трифонова

Назначенные государством адвокаты попали под пропагандистскую раздачу

0
614

Другие новости