0
6432
Газета Экономика Интернет-версия

01.12.2017 00:01:00

Эпоха атомного ренессанса

Тэги: бангладеш, аэс, китай, росатом


бангладеш, аэс, китай, росатом Строительство Тяньваньской АЭС-2 в Китае – один из примеров активной работы Росатома. Фото со страницы госкорпорации «Росатом» в Flickr

В Бангладеш вчера состоялась заливка первого бетона под АЭС «Руппур» – крупнейшего энергетического проекта в истории взаимоотношений этой страны и РФ. А в Китае в ближайшие недели состоится энергопуск построенного Россией третьего энергоблока Тяньваньской АЭС, который в полтора раза увеличит мощность этой станции. В самой России в Ленинградской области готовятся к вводу в эксплуатацию два новых энергоблока. Множество выполненных, реализуемых и перспективных проектов АЭС – неплохая иллюстрация к вопросу об эффективности решения о создании госкорпорации «Росатом». Именно в этот день, 10 лет назад, был принят закон, передавший отраслевые активы из федерального агентства в новую госкорпорацию.

От «первого бетона» до энергопуска

Заливка первого бетона под энергоблок в российской традиции считается одной из важных вех в жизни АЭС – с этого момента начинается отсчет времени ее строительства. В Бангладеш к «первому бетону» шли семь лет – с мая 2010 года, когда было заключено межправительственное соглашение о сотрудничестве в сфере мирного использования атомной энергии. Через год страны договорились о строительстве АЭС, еще четыре потребовалось на подготовку генконтракта. Получив все необходимые разрешения, генподрядчик строительства, АО «Атомстройэкспорт», приступил к основному этапу сооружения станции.

АЭС «Руппур» – российский проект поколения 3+. Станция будет состоять из двух энергоблоков с реакторами типа ВВЭР-1200 – такие же установлены и успешно эксплуатируются на недавно построенной Нововоронежской АЭС-2. Реакторы рассчитаны на 60 лет бесперебойной работы с возможностью продления еще на 20 лет. Первый блок АЭС начнет работу в 2022 году, а второй – в 2023 году, мощность каждого составит 1200 МВт. И если Бангладеш – новый для Росатома и ядерной энергетики в целом рынок, то Китай уже давно осваивает российские технологии мирного атома. В феврале будущего года на построенной россиянами 10 лет назад Тяньваньской АЭС заработает третий реактор ВВЭР-1000 (этап физического пуска начался в августе), а в декабре – четвертый.

Это только два примера активной работы Росатома за пределами страны – по количеству сооружаемых за рубежом энергоблоков Россия входит в число мировых лидеров с долей в 16%. С 2010 года портфель заказов от иностранных клиентов Росатома вырос более чем в три раза – до 133 млрд долл. Госкорпорация работает над строительством АЭС в 12 странах, имея договоренности на строительство 34 энергоблоков.

Помимо контрактов на возведение энергоблоков у Росатома есть соглашения в сфере ядерно-топливного цикла, сервиса и модернизации АЭС, поставок оборудования и по многим другим направлениям. Есть и комплексное предложение BOO (build-own-operate) – по этой схеме строится АЭС «Аккую» в Турции, которая стала первым в мире проектом BBO в атомной отрасли. Единичные сделки с зарубежными компаниями переросли в целую систему стратегических партнерств с такими компаниями, как AREVA, EdF, Alstom, Schneider Electric, Toshiba, «Казатомпром». Контраст с 1990–2000-ми годами разительный: тогда Россия проигрывала конкурсы и теряла зарубежные рынки, без ее участия были построены без малого 100 энергоблоков, экспортом занимались всего несколько предприятий отрасли, зачастую конкурируя друг с другом.

При этом за 10 лет своего существования Росатом построил 12 энергоблоков, из которых треть – для зарубежных клиентов: Индии («Куданкулам»), Китая («Тяньвань», SERF) и Ирана («Бушер»). В России новые реакторы появились на Калининской, Ростовской, Нововоронежской, Белоярской АЭС, вскоре произойдет пуск энергоблоков на Ростовской АЭС и Ленинградской АЭС-2. В результате атомная генерация стала занимать все более заметную долю в энергобалансе страны, составляя на данный момент более 18%. Выработка электроэнергии с 2005 года увеличилась на треть и, как ожидается, по итогам нынешнего года составит рекордные 200 млрд кВт-ч. Растет и энергоэффективность, определяемая коэффициентом использования установленной мощности: в России этот показатель находится на сопоставимом уровне с лучшими зарубежными АЭС и с начала 2015 года составляет около 85%.

Консолидация для возрождения

Восстановление позиций российской атомной отрасли, связанное с созданием Росатома, было комплексным. Скажем, машиностроительный дивизион госкорпорации, сформированный на базе АО «Атомэнергомаш», изначально состоял всего из двух главных активов – завода «ЗиО-Подольск» и конструкторского института «СвердНИИхиммаш». Сейчас в холдинге, портфель заказов которого составляет 6 млрд долл., около 30 предприятий, поставляющих оборудование для всех строящихся АЭС российского дизайна. Одно из них – «Атоммаш»: крупнейшее в СССР производственное объединение атомного энергетического машиностроения в 90-е едва не утратило все свои профильные компетенции, было продано с молотка, а сейчас вернулось под крыло Росатома и восстановило производство, выпуская до четырех комплектов реакторного оборудования в год.

Аналогичный прогресс заметен и в горнорудном дивизионе. В нулевых добыча урана не превышала 3,5 тыс. т в год и проводилась исключительно на российских предприятиях. Сейчас только отечественные мощности выдают 3 тыс. т стратегического сырья в год, а еще 5 тыс. т Росатом добывает на месторождениях в Казахстане и США. В 2012 году впервые за 20 лет в России был запущен новый подземный рудник, госкорпорацией также ведется подготовка к освоению крупных месторождений на Новой Земле и в Танзании. А еще Росатом активно занимается снижением себестоимости добычи и диверсификацией горнорудного производства. Все это позволяет гарантировать сырьевую независимость российской атомной отрасли.

Вообще уникальность положения Росатома на мировом рынке заключается в том, что в госкорпорации сосредоточены (и довольно эффективно функционируют) абсолютно все звенья атомной цепочки. В том числе такой сегмент, как производство и поставки топлива, которыми занимается ОАО «ТВЭЛ». В начале нулевых ТВЭЛ по политическим причинам утратила возможность поставок для финской «Ловииза» и чешской «Темелин», уступив эти рынки Westinghouse. Но уже в 2010 году российская компания полностью вытеснила американского конкурента с европейских реакторов российской конструкции. Сейчас ТВЭЛ обеспечивает ядерным топливом 75 энергетических реакторов в России и 15 государствах Европы и Азии (а это каждый шестой энергетический реактор в мире), 30 исследовательских реакторов в мире, а также все транспортные реакторы российского атомного флота.

К слову, атомный флот, без которого невозможно представить развитие российской Арктики, после вхождения в контур Росатома тоже получил второе дыхание. Сейчас идет обновление парка атомных ледоколов: на АО «Балтийский завод» строятся три атомохода новой серии, первые два – «Арктика» и «Сибирь» – уже спущены на воду. Атомная генерация используется и для электрообеспечения арктических районов страны: завершается реализация инновационного проекта по строительству плавучей атомной тепловой электростанции (ПАТЭС) «Академик Ломоносов», которая будет базироваться в порту города Певек на Чукотке и заместит выводящиеся из эксплуатации энергоблоки Билибинской АЭС.

Инновации для мирного атома и не только

Атомная отрасль является одним из самых высокотехнологических сегментов российской экономики и обладает огромным инновационным потенциалом. Однако до создания Росатома научный комплекс хронически недофинансировался – вложения составляли всего 0,6% от выручки. С 2014 года на эти цели ежегодно направляется уже 4,5% доходов. Средства идут, в частности, на создание ядерных энергетических технологий нового поколения на базе замкнутого ядерного топливного цикла с использованием реакторов на быстрых нейтронах. Разработки ведутся и в сфере ядерной медицины, и в суперкомпьютерных технологиях. Одна из новинок, созданных учеными Росатома, – «атомная батарейка», источник питания нового поколения на основе радиоизотопа и полупроводниковых преобразователей.

Научно-технический потенциал Росатома пригодился при выполнении федеральной целевой программы (ФЦП) ядерной и радиационной безопасности, реализованной в 2008–2015 годах. Кризис, связанный с ядерным наследием советских времен, был полностью преодолен – в рамках ФЦП решены наиболее острые проблемы безопасности атомной отрасли, существовавшие еще несколько лет назад. Почти 100-процентная заполненность хранилищ отработавшего ядерного топлива (ОЯТ) была сокращена почти в два раза, ликвидированы открытые водоемы – хранилища радиоактивных отходов (РАО), реабилитированы сотни гектаров загрязненных территорий, утилизированы выведенные из эксплуатации суда атомного технологического обслуживания, атомные подлодки, радиоизотопные термоэлектрические генераторы (РИТЭГ). Во многих случаях для целей ФЦП приходилось создавать и осваивать новые технологии, как, например, при консервации промышленного уран-графитового реактора (ПУГР).

Теперь Росатому предстоит продемонстрировать свои инновационные возможности на новом направлении. Летом этого года госкорпорация была определена правительством РФ центром компетенции по одному из направлений программы создания цифровой экономики. Росатому поручили совместно с бизнес-сообществом, исследователями и разработчиками сформировать планы развития и коммерциализации в сфере больших данных, квантовых технологий, новых производственных технологий и технологий виртуальной и дополненной реальности.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


"Самотлорнефтегаз" завершил проект рекультивации земель "исторического наследия"

"Самотлорнефтегаз" завершил проект рекультивации земель "исторического наследия"

Татьяна Астафьева

Специалисты научились очищать арктические территории даже зимой

0
508
Внедрение искусственного интеллекта принесет БРИКС 600 миллиардов долларов

Внедрение искусственного интеллекта принесет БРИКС 600 миллиардов долларов

Ольга Соловьева

Китай существенно обгоняет РФ по инвестициям в машинное обучение

0
588
Малые партии оказались в подвешенном состоянии

Малые партии оказались в подвешенном состоянии

Дарья Гармоненко

В условиях СВО дефицит электората тревожит даже парламентские политструктуры

0
559
Ограничивать срок ордера на обыск не имеет смысла

Ограничивать срок ордера на обыск не имеет смысла

Екатерина Трифонова

Госдуме стоило бы заняться проблемой судебного контроля над следствием

0
565

Другие новости