Фото со страницы компании SpaceX в социальной сети
Аналитики Bloomberg назвали один из итогов 2017 года, который, по их мнению, вселяет оптимизм по поводу будущих научных и технологических прорывов: мир оказался на пороге новой космической гонки. И прежде всего это связано с проектами Илона Маска.
В минувшую пятницу частной аэрокосмической компании Илона Маска SpaceX впервые удалось одновременно отправить в космос уже летавшие космический корабль Dragon и ракету Falcon 9. «В перспективе такие запуски позволят рекордно снизить стоимость космических миссий», – цитирует выводы Bloomberg портал «Хайтек». Ожидается, что в январе SpaceX испытает многоразовую ракету-тяжеловес Falcon Heavy.
О скорых космических прорывах говорят также специалисты Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования (ЦМАКП), предлагая при этом подумать, что могла бы со своей стороны предложить Россия.
«Период с 2018-го по 2050 год будет больше похож на «вертикальный взлет» в космической сфере 1951–1984 годов, чем на органический рост 1984–2017 годов», – сообщает в своем докладе руководитель направления ЦМАКПа Дмитрий Белоусов. «Мы вновь вступаем в фазу вертикального роста в космосе. Причина – туда приходят частные деньги, – пояснил ранее на конференции в ТАСС Белоусов. – Быстро развивается не то, что развивается за счет государства, а то, что развивается за счет частных денег».
Одна из главных экономических предпосылок рывка – «возникновение капиталов и институтов, способных концентрировать частные ресурсы на решении крупномасштабных высокорискованных задач». Действует принцип – «космос как дойная корова». «Ряд сфер (телекоммуникации, дистанционное зондирование Земли, туризм, страхование пусков) уже стали привычными для бизнеса», – уточняет Белоусов.
Также ЦМАКП перечислил, какими должны быть приоритеты развития космического бизнеса в России, чтобы страна смогла включиться в мировую конкуренцию. В среднесрочной перспективе (2025 г.) к приоритетам отнесено создание альтернативных американским систем глобальной связи и навигации; эксперименты на российском сегменте МКС «на заказ»; выведение спутников на околоземную орбиту.
В средне-долгосрочной перспективе (2035 г.) это развитие авиакосмических средств выведения; выведение негабаритных грузов. В долгосрочной перспективе (2050 г.) это создание универсальных производственных модулей для решения тех или иных производственно-технологических задач; предоставление орбитальной базы, «производство как услуга»; космическая энергетика.
И в качестве важной дополнительной задачи упоминается также создание кооперационного шлейфа малых и средних инновационных компаний (включая частную космонавтику), которые возьмут на себя риски. «В противном случае мы будем идти по безрисковой стратегии, а на самом деле – по стратегии следования за лидером», – поясняет Белоусов. По его словам, логика скорее всего будет такой: пусть сначала сделают американцы, а мы потом начнем. «Но при такой стратегии мы потеряем позиции, ведь они очень быстро будут двигаться», – предупреждает Белоусов.