Фото Gettyimages
С середины следующего года треть упаковки каждого молочного продукта с пальмовым маслом будет занята информацией о присутствии заменителей сыров, масла и творога. С таким требованием к маркировке наши чиновники не торопились – они готовили его почти три года. Эксперты считают, что полки молочных магазинов не опустеют, поскольку граждане с тощими кошельками продолжат потреблять суррогатное продовольствие из-за его относительной дешевизны.
Надпись на молочных продуктах, в производстве которых используется пальмовое масло, появится в середине 2018 года, заявил вчера министр сельского хозяйства Александр Ткачев. Он пояснил, что «маркировка будет занимать 30% от площади этикетки, где будет написано, что в молочном продукте содержатся растительные жиры, в том числе пальмовое масло». «Мы абсолютно уверены, что потребитель должен знать, какой он кушает или пьет молочный продукт», – объявил министр.
Ткачев предполагает, что такой суррогатный продукт будет дешевле и будет именоваться не как «молоко, сыр», а как «молочный продукт или сырный продукт». «Это не отрава, весь мир потребляет, тут дело в другом – пальмовое масло в 3–4 раза дешевле молока», – разъяснил министр.
Российские чиновники толкуют о молочном фальсификате уже несколько лет. Летом 2015 года вице-премьер Аркадий Дворкович заявлял, что правительство задумалось об ограничениях для использования пальмового масла в России (см. номер «НГ» от 19.05.17). Теперь же речь идет не об ограничениях, а только о правдивой информации.
Глава Минсельхоза считает, что введение обязательной маркировки молока и молочной продукции, содержащих пальмовое масло, повысит спрос населения на натуральные продукты и может слегка увеличить цены на нее. «Продажи такой продукции объективно будут падать, а значит, будет подниматься потребление натуральных продуктов. Это приведет к тому, что цена на молоко и молочную продукцию будет подниматься», – предупредил Ткачев на заседании комитета Госдумы по аграрным вопросам.
Директор совхоза им. Ленина Павел Грудинин считает, что последствия такой меры могли бы быть более радикальными. «Уберите с полок фальсификат, и вы поймете, что продовольствия у нас нет», – заявил в Госдуме Грудинин. По его словам, «импортозамещение по продуктам в стране произошло только за счет того, что население перестало есть натуральные продукты».
Импорт пальмового масла в РФ стал расти после введения продуктового эмбарго, под которое попало молоко из Евросоюза, США, Канады и других стран. Производство молока в России составляет примерно 30 млн т в год. Нехватка собственного сырья раньше восполнялась импортным молоком. Но импорт с 2013 года сокращался в среднем на 10–12% в год, а производство молочной продукции в РФ росло: по сравнению с 2013 годом в 2016 году производство сливочного масла выросло на 12%, сыров – на 36%, а сырных продуктов – на 57%.
По мнению исполнительного директора Ассоциации переработчиков по противодействию фальсификации молочной продукции Александра Бражко, доля фальсифицированной продукции среди недорогих сливочных масел и сыров достигает 90%.
В 2016 году было импортировано 885,1 тыс. т «пальмы», это в 3,6 раза больше, чем импорт свежего молока и сливок, в 4 раза больше, чем сыров и творога и в 8,4 раза больше, чем сливочного масла. Пальмовое масло напоминает маргарин и может широко применяться не только в молочной промышленности, но и в других производствах как его альтернатива, например, в кондитерских товарах, о которых глава Минсельхоза почему-то вчера ничего не сказал. Решающее значение имеет цена продукта: в 2016 году средняя импортная цена 1 кг пальмового масла составляла 0,73 долл. за кг, в то время как его ближайшего конкурента – подсолнечного масла – 0,85 долл.
Свыше 80% всего пальмового масла, поставляемого в РФ, приходит к нам из Индонезии. Другие крупные поставщики – это Нидерланды и Малайзия. Поставляют нам «пальму» также из Индии, Нигерии, Японии, Франции и Украины.
«Независимая газета» попросила экспертов представить, как будут выглядеть полки продуктовых магазинов в середине 2018 года, когда, как обещает министр Ткачев, продукция с пальмовым маслом уже не затеряется. Останется ли что-нибудь на них, будут ли люди покупать заведомо искаженную продукцию.
«Будут обычные полки, где вперемешку будут товары с пальмовым маслом и без него, – уверена директор центра агропродовольственной политики Российской академии народного хозяйства и государственной службы при президенте РФ Наталья Шагайда. – Если магазины разделят товар, то у них упадут продажи, а не возрастет потребление натуральных продуктов. Покупатель вынужден будет, как и сейчас, читать этикетки и ориентироваться на свой кошелек. Хотя большинство покупателей не читают этикетки, а смотрят на цену и на купюру в руке. У людей с низким уровнем дохода нет выхода, кроме как формировать свой набор продуктов за счет тех, которые дешевле и которые могут быть с заменителем в допустимых – с позиции безопасности питания – размерах. Снижать потребление им уже некуда. Их потребление по меркам Продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН находится в рисковой зоне. Если натуральная еда не подорожает, то в первую очередь будут покупать ее, по мере роста доходов доля дешевой – с пальмовым маслом – еды должна сокращаться. Если не возникнет нового повода для снижения доходов», – сказала «НГ» Шагайда.
«Недостатка натуральных молочных продуктов мы не увидим, – сказала «НГ» генеральный директор Petrova Five Consulting Марина Петрова. – Возможно это нововведение даст шанс небольшим российским производителям быть представленными в магазинах. И полки не будут пустовать – ситуация на них полностью отражает платежеспособный спрос. Сегодня покупатель, конечно, рад бы приобретать более дорогие продукты без заменителей молочного жира, но не обладает такой финансовой возможностью».
По ее мнению, отдельные полки для продуктов с заменителями не появятся сразу после введения новой маркировки, кроме того, она считает, что продавцы придумают новые ходы, чтобы продажи не снижались. «Покупатель привык к определенным брендам, привык приобретать определенные продукты, так что результат разделения мы увидим на полках через 1–1,5 года, но также мы увидим и новые маркетинговые приемы, которые будут пытаться нивелировать негативное влияние нововведения».
«Позиционирование продукции с использованием в ее составе пальмового масла никак не связано. Магазины вряд ли будут выделять отдельные стойки для товаров с использованием растительных жиров. Возможно, полку поделят. Главное в этой инициативе тот факт, что производитель обязан будет быть более честным по отношению к потребителю: завуалировать или умолчать использование пальмового масла при обязательной маркировке 30% этикетки теперь не получится, – сказал «НГ» исполнительный директор ассоциации «Руспродсоюз» Дмитрий Востриков. Он подчеркивает, что продукция из пальмового масла не является вредной. «Позиция противников пальмового масла не основана на официальных исследованиях, и это косвенно подтверждается фактом использования в СССР именно пальмового масла в детском питании в качестве заменителя материнского молока», – говорит Востриков.