Фото Павла Сарычева\НГ-Online
Госдума может принять в пятницу в окончательном чтении законопроект, который, как считают эксперты, выхолостит Единую государственную автоматизированную информационную систему (ЕГАИС), предназначенную для контроля над производством и оборотом алкогольной продукции.
В среду Госдума приняла во втором чтении поправки в закон о госрегулировании алкогольного рынка. Одна из поправок устанавливает, что с 1 июля 2018 года федеральная специальная марка и акцизная марка на алкогольной продукции должны содержать двухмерный штриховой код (графическую информацию в кодированном виде), нанесенный организацией – изготовителем данных марок и содержащий идентификатор ЕГАИС в кодированном виде.
При этом программно-аппаратные средства организаций, использующих основное технологическое оборудование для производства алкогольной продукции, маркируемой федеральными специальными марками, должно обеспечивать считывание такого кода. Оборот алкогольной продукции, маркированной действующими федеральными специальными марками и акцизными марками до вступления законопроекта в силу, допускается до окончания срока годности такой продукции.
Неспециалисту трудно разобраться, что же тут нового. На любой бутылке алкоголя сегодня эти самые двухмерные марки присутствуют. Кассиры исправно считывают штрихкоды два раза, второй – как раз оборудованием, передающим информацию в ЕГАИС.
«Эта поправка выхолащивает идею, из информационной системы хотят убрать информацию, – сказал «НГ» председатель Национального союза защиты прав потребителей Павел Шапкин. – Сегодня любой гражданин может поднести к штрихкоду смартфон с установленным приложением, которое расскажет ему в мельчайших подробностях, что за продукцию он купил: название продукта, торговая марка, крепость, данные производителя. Если закон примут, то в следующем году, купив, например, виски, единственное, что можно будет узнать, – это то, что вы приобрели «алкогольную продукцию крепостью свыше 25%». То же самое увидят все участники системы и сотрудники надзорных органов».
Законопроект отменяет положение о том, что федеральная специальная марка и акцизная марка должны содержать наименование алкогольной продукции, ее вид, содержание этилового спирта, объем в таре, наименование и местонахождение производителя, страну происхождения и даже подтверждение соответствия установленным требованиям качества, безопасности и правомерности использования товарного знака.
По мнению Шапкина, этот шаг вернет алкогольный рынок в 1997 год, когда регионы только начинали экспериментировать с марками. «Мы получим масштабный возврат подпольного производства, спирт пойдет мимо учета, а налоги – мимо бюджетов, – говорит он. – Система ЕГАИС утрачивает свою основную – информационную – функцию, несмотря на то что всеми признана ее эффективность», – говорит Шапкин.
Во вторник вице-премьер Александр Хлопонин, курирующий в правительстве алкогольный рынок, рассказывал, что с 2015 года закрыто около 300 незаконных производств и складов алкоголя, из незаконного оборота изъято почти 70 млн л этилового спирта. ЕГАИС стала важнейшим фактором обеления рынка алкоголя, легальная продукция стала вытеснять контрафакт и нелегальный оборот.
По оценкам Минздрава РФ, однако, доля контрафактного алкоголя на российском рынке может составлять в настоящее время около 30% – об этом заявил в четверг директор департамента общественного здоровья и коммуникаций Министерства здравоохранения РФ Олег Салагай. А руководитель проекта «Трезвая Россия» Султан Хамзаев считает, что объем нелегальной алкогольной продукции на российском рынке может составлять и 70%.
Директор Центра исследований федерального и региональных рынков алкоголя (ЦИФРРА) Вадим Дробиз полагает, что тревоги по поводу новых марок напрасны. «Подделки уже не вернутся в розницу, так как именно марки сами по себе являются залогом легальности продукции в независимости от того, какая информация в них зашита. Розница легализовалась на 100%, и возврата не будет», – сказал «НГ» Дробиз.
В пресс-службе Росалкогольрегулирования считают, что законопроект ситуацию с марками не меняет. «Штриховой код, нанесенный на федеральную специальную либо акцизную марку, будет по-прежнему отсылать пользователя к тем данным, которые содержатся в системе ЕГАИС. Обычный потребитель по-прежнему сможет получать информацию при сканировании марки при помощи мобильного приложения «АнтиКонтрафакт Алко». Сам штриховой код будет наноситься на предприятии – изготовителе марок, и это единственное отличие», – сообщили «НГ» в ведомстве.