0
16888
Газета Экономика Интернет-версия

29.01.2018 00:01:00

За низкой инфляцией прячутся сверхвысокие кредитные ставки

Упавший спрос и сокращение доходов граждан не оставляют шансов на устойчивый экономический рост

Тэги: экономика, инфляция, кредитный рейтинг, падающие доходы, низкий спрос


экономика, инфляция, кредитный рейтинг, падающие доходы, низкий спрос Глава Минэкономразвития Максим Орешкин уверен в скором повышении кредитного рейтинга РФ. Фото РИА Новости

Падающие доходы населения и низкий спрос остаются главными внутренними угрозами для российской экономики. Еще одно препятствие для восстановления экономики – это рекордно высокие реальные кредитные ставки. В России они значительно выше, чем в сопоставимых странах. Предпосылок для существенного роста экономики РФ пока не просматривается, считают эксперты из Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования (ЦМАКП). Однако у чиновников появился новый повод для победных рапортов: агентство Moody’s повысило в пятницу прогноз по суверенному рейтингу РФ со стабильного на позитивный.

Международное рейтинговое агентство Moody’s повысило прогноз по суверенному рейтингу РФ со стабильного на позитивный, подтвердив его на уровне «Ва1». Как следует из заявления агентства, одним из факторов, повлиявших на пересмотр прогноза, стала «организационная прочность», которая позволила российским макроэкономическим структурам справиться с шоком от падения нефтяных цен и введения санкций против страны. Аналитики Moody’s также отмечают возросшую жизнеспособность российских экономических и налоговых структур, снизивших уязвимость страны перед шоковыми воздействиями извне, которые могли бы возникнуть из-за геополитической напряженности или повторного падения цен на нефть.

В заявлении также говорится об общем благоприятном фоне и продолжающем действовать соглашении о сокращении добычи нефти, которые помогут российской экономике сохранить в 2018 году темпы экономического развития, сравнимые с предыдущим годом. При этом агентство не исключает улучшения российских экономических показателей в случае, если цены на нефть будут превышать прогнозируемые Moody’s 40–60 долл. за баррель.

Реальные ставки денежно-кредитной политики в различных странах (% годовых). 	Источник: Центр макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования
Реальные ставки денежно-кредитной политики в различных странах (% годовых). Источник: Центр макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования

Российские чиновники сразу же после заявления компании поспешили сообщить, что вслед за пересмотром прогноза ждут улучшения кредитного рейтинга страны. «Я думаю, что в 2018 году мы увидим рейтинг РФ на инвестиционном уровне от всех трех рейтинговых агентств (Fitch, Moody’s и Standard&Poor’s. – «НГ»)», – сказал глава Минэкономразвития Максим Орешкин в интервью телеканалу «Россия 24». «По всем объективным показателям у нас есть основания рассчитывать на иные, более высокие рейтинги… По объективным показателям, очевидно, мы уже находимся на более высоких позициях», – рассуждал вице-премьер Аркадий Дворкович.

Заметим, Moody’s не улучшил пока сам суверенный рейтинг, а лишь скорректировал прогноз по нему. То есть в будущем кредитный рейтинг страны может быть улучшен. Однако это совсем не обязательно. Пока же из «большой тройки» только Fitch оценивает суверенный рейтинг РФ как инвестиционный – «BBB–» с позитивным прогнозом. S&P оценивает рейтинг как «BВ+» с позитивным прогнозом, что соответствует высшей ступени спекулятивной категории.

По мнению экспертов, сегодняшний пересмотр прогноза Moody’s не более чем реакция агентства на рост цен на нефть. Очевидных же факторов для экономического роста РФ в текущем году не прослеживается. В частности, рассуждает главный экономист рейтингового агентства «Эксперт РА» Антон Табах, в условиях сверхвысокой реальной процентной ставки и падающих располагаемых доходов населения, сложно ожидать инвестиционного бума. «В инвестициях слишком многое зависит от государственных и полугосударственных инвестиций. А надо, чтобы их двигали интересы бизнеса и спрос населения», – приводит его слова «Прайм». 

Тем не менее низкий внутренний и внешний долг, побежденная инфляция и стабильный бюджет дают хорошую базу для роста, добавляет он.

Экономисты из Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования подчеркивают, что об улучшении ситуации в российской экономике пока можно рассуждать лишь с большими оговорками. А по формальным признакам наблюдается даже некоторое ухудшение экономической ситуации, говорят в ЦМАКПе. «Так, судя по оперативной информации, снижение экономической активности усилилось. Агрегат экономической активности (показатель динамики выпуска товаров и услуг, рассчитанный по видам деятельности: сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство, промышленность, строительство, транспорт, торговля, платные услуги населению. – «НГ») впервые с начала 2016 года, в октябре-ноябре снизился на 1,4%», – следует из аналитической записки центра о российской экономике. И похоже, речь идет не только о чисто арифметических процессах. «Основной негативный вклад в коррекцию экономической активности обеспечила промышленность, где в четвертом квартале объем выпуска сократился по сравнению с третьим кварталом на 1,2%. И хотя в основе такого снижения лежат преимущественно конъюнктурные факторы (аномально теплая погода, снижение нефтедобычи в рамках принятых ограничений), однако, даже с их учетом говорить о тенденции промышленного роста не приходится», – констатируют авторы тезисов, экономисты ЦМАКПа Дмитрий Белоусов, Олег Солнцев и Владимир Сальников.

Напомним, 2017 год промышленное производство завершило с 1-процентным ростом, следует из данных Росстата. При этом только в четвертом квартале промышленность просела на 1,7% в годовом выражении. На этом фоне особенно занимательно выглядят собственные расчеты МЭР, свидетельствующие о том, что промышленность в стране вроде бы даже и не падает, а, наоборот, растет. К примеру, в МЭР сообщают, что в декабре медианный темп роста в обрабатывающей промышленности, позволяющий очистить динамику показателя от влияния «локальных» факторов, в декабре составил 1,4% год к году. Исходя же из данных Росстата, за тот же период обрабатывающая промышленность сократилась на 2%.

И подобный «фокус» в ведомстве Максима Орешкина уже проворачивали месяцем ранее – в ноябре. Тогда обрабатывающая промышленность вместо того, чтобы упасть на 4,7%, выросла на 2,8% (см «НГ» от 28.12.17). Бывший руководитель департамента макроэкономического прогнозирования МЭР Кирилл Тремасов замечает, что методика расчета данного медианного показателя не раскрывается. «Я до сих пор не совсем понимаю, что имеется в виду. Медиана, например, в опросах – это некое усредненное значение, при котором половина респондентов дает оценку выше этого значения, а половина – ниже. Вот что они имеют в виду? – что половина отраслей (по весу в индексе) показали в декабре рост выше 1,4%, а половина – ниже? По-видимому, да. Ну, очень хорошо, только что из этого? Это не имеет никакого отношения к объему производства добавленной стоимости в промышленности и ее динамике», – размышляет он в своем Telegram-канале MMI.

Вместе с тем, продолжают в своем анализе перспектив отечественной экономики эксперты ЦМАКПа, наиболее проблемной зоной остается даже не промышленное производство, а падающие доходы населения. «И если причина не в счетной ошибке Росстата, то дело, видимо, в низкой динамике пенсий и пособий, а также предпринимательских доходов», – рассуждают экономисты.

Сжатию реальных доходов соответствует (косвенно тем самым дополнительно подтверждая его) и снижение потребления населения. «В среднем за квартал сжатие оборота розничной торговли составляло –0,4% в месяц, причем снижение в равной мере коснулось продаж как продовольствия, так и непродовольственных товаров», – подчеркивают в ЦМАКПе. «Это стало итогом сочетания продолжающегося снижения реальных доходов населения и все еще довольно высокой процентной ставки, дестимулирующей потребительскую активность в части покупок непродовольственных товаров», – делают вывод экономисты.

В этом смысле, продолжают они, рекордные показатели снижения инфляции в конце прошлого и начале нынешнего года нельзя оценивать как однозначный позитив. «Цена снижения инфляции оказалась весьма высокой – она достигнута за счет сверхжесткой процентной. Эта политика во многом стала основой наблюдаемого сбоя восстановительного роста и формирования комплекса проблем в сфере финансов российских компаний», – сообщают эксперты. В итоге из-за продолжающегося снижения инфляции уровень реальной ставки в России фактически остался неизменным – более 5% годовых, что является рекордом жесткости процентной политики среди средних и крупных экономик, не находящихся в состоянии кризиса. «Если ЦБ в дальнейшем замедлит динамику снижения номинальной ключевой ставки, из-за продолжающихся дезинфляционных процессов уровень реальной ставки в России может даже возрасти», – подчеркивают экономисты, считая, что такой «порочный круг» может разорвать лишь «энергичное снижение ключевой ставки».


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Сирия без американцев станет угрозой для курдов

Сирия без американцев станет угрозой для курдов

Игорь Субботин

Противники Турции готовятся к сокращению помощи Пентагона

0
907
В ноябре опросы предприятий показали общую стабильность

В ноябре опросы предприятий показали общую стабильность

Михаил Сергеев

Спад в металлургии и строительстве маскируется надеждами на будущее

0
1609
Константин Ремчуков. Си Цзиньпина в поездке на саммит АТЭС в Перу сопровождали 400 чиновников и бизнесменов

Константин Ремчуков. Си Цзиньпина в поездке на саммит АТЭС в Перу сопровождали 400 чиновников и бизнесменов

Константин Ремчуков

Мониторинг ситуации в Китайской Народной Республике по состоянию на 18.11.24

0
2099
Угроза спада пока не изменила денежную политику ЦБ

Угроза спада пока не изменила денежную политику ЦБ

Михаил Сергеев

Спорные аргументы помогают сохранять сверхвысокие ставки по кредитам

0
1998

Другие новости