На фото встреча с участниками всероссийского форума «Наставник». Фото пресс-службы Президента РФ
Российская власть открыто заявляет о возврате к советским методам пропаганды и организации производства. В администрации президента заявили о возрождении созданной в СССР системы наставничества. Новые российские наставники должны передавать молодым людям знания и опыт – и «особенно ценности». Движение наставников появилось в последние годы перед распадом СССР для укрепления производственной дисциплины и борьбы с текучестью кадров на предприятиях народного хозяйства. Президент Владимир Путин встретился в Ново-Огарево с тремя победителями всероссийского конкурса «Наставник», который курировали в Кремле.
Сегодня последний день работы первого форума «Наставник» в Москве, направленного на развитие профессиональной среды наставничества. Как сообщает организатор мероприятия Агентство стратегических инициатив, цель форума – сформировать государственные программы поддержки наставничества, а также выбрать лучшие практики их внедрения в разных регионах страны. При этом если в Москве форум сегодня завершает работу, то по всей России вплоть до 7 марта тысячи россиян будут обсуждать, как сделать наставничество постоянно действующей системой.
Вчера с тремя участниками форума «Наставник» встретился президент Владимир Путин. На встрече глава государства пообещал развить и систему профориентации старшеклассников.
Сами чиновники в институте наставничества в России видят возможность развития в стране социальных лифтов. «Мне бы очень хотелось, чтобы наши талантливые ребята смогли реализовать себя в нашей стране. Сейчас в мире идет напряженная борьба за интеллектуальные ресурсы. И для нас очень важно не потерять ни одного талантливого ребенка. Работа по их выявлению и сопровождению по жизни … должна быть приоритетной», – говорил президент еще в 2016 году. Помощник президента РФ Андрей Белоусов рассказывал, что проект «Наставничество» создан для того, чтобы сформировать в России условия, при которых любой человек мог бы самореализоваться и раскрыть свои таланты в существующих профессиях. Об этом же на форуме говорил и первый замруководителя администрации президента РФ Сергей Кириенко. «Владимир Путин не раз говорил о том, что каждый человек талантлив, а задача государства, общества заключается в том, чтобы помочь каждому человеку как можно понять, в чем этот талант и создать все необходимые условия, чтобы он был реализован», – рассказал он. И этот форум, и вся система работы по поддержке наставничества должны стать постоянными «и приносить огромный результат для тысяч и тысяч мальчишек и девчонок, которые без помощи не смогут найти себя в этой жизни», объяснил Кириенко.
Знания, по мнению Кириенко, не главная часть наставничества. «Их можно найти в интернете… Но ключевая вещь, которую не вычитаешь ни в одном учебнике, – это ценности, жизненный опыт. Передача навыков, знаний и особенно ценностей от человека к человеку будет оставаться основным способом развития талантов», – считает он, рассказывая, что наставничество не решается административным путем. «Наставничество – это когда человек вкладывает душу, делится секретами профессии, которые позволили ему самому быть лучшим», – объяснял ранее представитель администрации президента.
При этом чиновники прямо подчеркивают: сегодняшняя идея наставничества всходит к институту наставничества, распространенному во времена СССР. «Нам предстоит возродить его и адаптировать к новым реалиям, это будет движение, которое дополнит существующую систему передачи знаний и компетенций», – рассказывает Андрей Белоусов.
Институт наставничества власти надеются использовать в самых разных сферах: в образовании, предпринимательстве, на производстве, а также в культуре и спорте. Расширение движения наставничества, по замыслу чиновников, должно решить такую важную для страны экономическую задачу как повышение производительности труда, улучшение качества жизни и формирование новых ценностей, необходимых для технологического рывка. О таких надеждах на форуме, в частности, говорил губернатор Ульяновской области Сергей Морозов.
Но вот что удивительно, помимо «профессиональной нагрузки» чиновники, похоже, видят возможность «нагрузить» наставников и решением личных проблем своих подопечных. Так, тот же Морозов говорит, что через движение наставничество возможно создать программу, которая «будет основываться не только на подготовке технически грамотных (специалистов), но и морально преданных производствам работников». «Более того… таким образом мы сможем сформировать новый патриотизм, новые ценности, которые будут полезны для нового технологического рывка», – рассуждает губернатор.
А по мысли Андрея Белоусова, наставничество также призвано решить «основной бич нашего времени» – проблему разобщенности и одиночества. «Наставничество – это ответ … на проблему невозможности найти ответы на те вопросы, которые у людей самых разных возрастов возникают, в первую очередь, у подростков и людей, которые вступают во взрослую жизнь», – отметил помощник президента. При этом он сравнил наставника с волонтером, который «имеет дело с человеческими душами» и помогает человеку раскрыть свой талант, «узнать свое предназначение и идти по этому пути». «Каждый из нас интуитивно понимает, где кончается учитель (даже талантливый учитель, хороший учитель) и где начинается наставник. Наставник – это человек, которому ты можешь позвонить в 2 часа ночи и сказать: «Знаешь, Иван Иванович, я вот тут не сплю, размышляю, у меня проблема, я не могу понять чего-то в жизни», и он тебя не пошлет», – объяснил чиновник. Таким образом, продолжает Белоусов, наставник – это человек, к которому ты можешь прийти не с профессиональным, а с жизненным вопросом. «Вот наставники – это про жизненные вопросы», – сказал помощник главы государства. Таким образом воскрешение наставничества – это не столько история про повышение квалификации молодых специалистов в их трудовой деятельности, сколько про решение «жизненных проблем» молодежи, которая почему-то не может решить их самостоятельно.
Заметим, что проект «Наставники» далеко не первый и не единственный, который напоминает советские методы идеологической и организационной обработки. К примеру, завершившийся на днях конкурс «Лидеры России», который также проводился по поручению Владимира Путина, ставил своей целью выявление и развитие перспективных руководителей нового поколения. По мнению главы государства, важно «вытаскивать молодых перспективных людей на федеральный уровень». «Наша цель не только трудоустроить их куда-то конкретно, а помочь им в развитии. Уже сейчас в ходе этой работы и наши большие, крупные компании к ним присматриваются, и министерства, ведомства. Безусловно, в том числе из них будем формировать федеральный резерв», – подчеркивал президент. Кроме того, российские власти очень любят рассказывать об успехах российской сборной в чемпионате рабочих профессий World Skills. Кроме того, чиновники еще несколько лет назад озаботились поддержкой среднего профессионального образования через создание «национальных турниров профессионального мастерства» (см «НГ» от 13.02.2015).
По мнению же экспертов «НГ» идея с наставничеством может быть не так плоха. «Результатом может стать попытка создать социальные лифты для молодого поколения – это то, чего в России всегда было мало. Правительство озабочено нехваткой человеческого капитала и предпринимаются правильные попытки его восстановить», – считает первый вице-президент Российского союза инженеров Иван Андриевский. «Наставничество, на мой взгляд, должно помогать решать основную социальную и профессиональную задачу – передачу опыта (конкретного результата и его мотивационной составляющей…) во всех его проявлениях, положительных и отрицательных», – продолжает замдекана Российского экономического университета им Плеханова Тереза Магар.
Идея создания института наставничества хороша, соглашается директор Центра экономических исследований университета Синергия Андрей Коптелов. «Но наставничество – это тяжелый труд, на который способны единицы, и поэтому, что бы система заработала, необходимо продумать вопросы привлечения и мотивации наставников. Учитывая, что идея появилась «сверху», при государственной поддержке будет сформирован институт наставничества, но в массы данная идея не пойдет, ограничившись локальными примерами внедрения и конкурсами», – уверен эксперт. «Цифровая трансформация привела к устареванию большинства навыков и полученного опыта в короткий срок, что требует от активных работников не ждать, пока наставник подскажет и поможет, а искать решение самостоятельно, часто выбирая тот путь, который наставник бы не выбрал», – поясняет Коптелов. Кроме того, конкуренция за рабочие места, небольшая заработная плата и плотный рабочий график у высококвалифицированных российских работников часто не оставляет им времени на наставничество, говорит экономист. «И пока большинство работают на износ для того, что бы прокормить свою семью, говорить о массовом внедрении наставничества в ближайшее время преждевременно», – резюмирует он.
Главный риск наставничества – попытка политической эксплуатации изначально нейтральной социально-ориентированной темы, считает директор Экспертно-аналитического центра Академии при президенте (РАНХиГС) Николай Калмыков. «Это может привести к дискредитации идеи, формализму, а главное потере социального эффекта от открытой и прозрачной системы, если она будет вместо изначальных задач решать интересы отдельных групп. Именно с этим столкнулось и движение «Наши», когда выходя за пределы изначальной идеи начались попытки чрезмерной эксплуатации проекта под частные интересы», – указывает он.
комментарии(1)
0
Владимир Вяземский 16:33 17.02.2018
Великолепный пример работы современных чиновников; сначала поспешно разрушили наставничество, а теперь успешно возрождают наставничество!..