В Томском госуниверситете теперь знают всё об эффективной экономической политике финансовых властей. Фото Интерпресс/PhotoXPress.ru
Провальные экономические итоги последних лет в российском правительстве научились представлять в качестве своих успехов и достижений. Если в предыдущие кризисы российская экономика падала на 10%, то в нынешний – лишь на 4%, рассказал вчера студентам Томского госуниверситета глава Минфина Антон Силуанов. А четыре года непрерывного падения реальных доходов населения он объяснил тем, что рост благосостояния граждан – это и есть основная задача правительства.
Итоги последних пяти лет оказались для России наихудшими по сравнению с остальными сырьевыми экономиками, за исключением Венесуэлы. За последние девять лет рост нашего ВВП был почти в шесть раз ниже, чем у остальных стран. Восемь лет стагнации российской экономики на фоне роста других стран объясняются неудачной финансовой политикой, считают эксперты из Института экономики роста им. Столыпина (см. «НГ» от 05.03.18). Но из кабинетов Минфина реальность выглядит совершенно иначе. Оказывается, финансовый блок правительства весьма успешно осуществил «быструю и мягкую подстройку отечественной экономики». Об этом в Томске сообщил глава Минфина Антон Силуанов.
Сегодня России нужна взвешенная бюджетная и денежно-кредитная политика, и власти такую политику проводят, рассказал вчера Силуанов. Он, в частности, указал, что в отличие от предыдущих кризисов России удалось быстро стабилизировать ситуацию в экономике. «Мы быстро подстроили структуру цен, стабилизировали инфляцию и отпустили курс рубля», – рассказал министр финансов.
Поставил в заслуги финансовым властям правительственный чиновник и введение Центробанком инфляционного таргетирования. «ЦБ поставил цель по инфляции 4% и для достижения этого показателя ввел плавающий курс рубля, а федеральный бюджет начал проводить жесткую бюджетную политику. В итоге в прошлом году мы получили самый низкий в нашей истории уровень инфляции», – сообщил томским студентам Силуанов.
Зависимость бюджета РФ от цен на нефть также будет снижаться, продолжил он. «Если у нас в 2013 году равновесная цена для платежного баланса, чтобы не тратить резервы или не обесценивать курс рубля, составляла около 100 долл. (за баррель нефти. – «НГ»), то в 2017 году это было уже 40 долл. за баррель. А для бюджета мы сейчас имеем равновесную цену около 60 долл. за баррель, и себе ставим задачу к 2019 году достичь сбалансированности бюджета на первичном уровне в размере 40 долл. за баррель», – сообщил глава Минфина. И даже если цены на нефть, которые сегодня находятся на уровне около 60 долл. за баррель, снизятся до 40, то страна этого не почувствует, отметил министр. «Мы будем просто меньше откладывать ресурсы в резервы», – сообщил он.
Теперь же, в том числе и благодаря жесткой бюджетной политике, в России был зафиксирован самый минимальный в постсоветской истории уровень инфляции при сохранении темпов экономического роста в 1,5–2%. «Кроме того, мы очень быстро перешли от спада к экономическому росту... Если предыдущие такие явления (экономические кризисы. – «НГ») темпы падения были около 10% ВВП, то теперь этот показатель (в период кризиса 2014–2015 годов) – около 4%», – отметил Силуанов.
Впрочем, есть и пострадавшие от «быстрой и эффективной» политики властей. В частности, Антон Силуанов напомнил, что курс на ослабление рубля не лучшим образом сказался на сбережениях и доходах населения. Однако тут же добавил он, это, в свою очередь, позволило свести бюджет с наименьшими потерями. «Курс рубля в два раза ослаб. Но он стал плавающим, что позволило нам стабилизировать платежный баланс и сделало выгодным экспорт нашей продукции», – объяснил смысл текущей политики финансовых властей Силуанов, заметив, что в итоге российская экономика «стала постепенно разворачиваться».
Несмотря на то что благосостоянием граждан пожертвовали ради спасения бюджета, правительственные чиновники признают, что основная их задача в работе – создание условий для роста реальных доходов населения, что возможно лишь при росте экономики.
Однако рост экономики сегодня ограничен – 1,5–2%, подчеркнул Силуанов. «Наша же задача – иметь темпы экономического роста не ниже мировых, именно такую задачу нам ранее поставил президент Владимир Путин», – напомнил глава Минфина. И, очевидно, выполнять наказ главы государства будет еще сложнее.
Вчера Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) улучшила прогноз роста глобальной экономики на текущий и следующий годы. Так, прогноз роста мировой экономики на текущий год увеличен с ожидавшихся ранее 3,7 до 3,9%. В 2019 году также ожидается рост на 3,9%, тогда как предыдущий прогноз предполагал увеличение на 3,6%. И если этот прогноз сбудется, рост мирового ВВП станет рекордным с 2011 года.
При этом в ОЭСР не ждут ускорения от российской экономики. Так, организация ухудшила прогноз роста отечественного ВВП на 2018 год – с 1,9 до текущих 1,8%. В 2019 году, уверены в ОЭСР, российская экономика подрастет еще на 1,5%.
По мнению Антона Силуанова, основные сдерживающие факторы – сокращение трудоспособного населения, низкие инвестиции и недостаточная производительность труда. К примеру, продолжает он, Россия ежегодно теряет около 800 тыс. человек в трудоспособном возрасте. «И эта тенденция будет происходить и дальше», – напоминает он, подчеркивая, что эту проблему необходимо «как-то решать».
Для того чтобы увеличить темпы роста экономики, необходимо добиться роста объемов инвестиций. «Не 23% к ВВП, как сейчас, а до 30% к ВВП. Большой объем инвестиций дает экономический рост. И нам нужен в первую очередь инвестиционный рост. Сегодня такие инвестиционные показатели имеют страны – лидеры экономического роста – Япония, Корея, Сингапур», – указал Силуанов. Заметим, пока что РФ показывает довольно-таки скромный приток инвестиций в экономику – на 4,4%.
Третья проблема – низкая производительность труда. Решение этой проблемы в Минфине видят в том числе и в обелении экономики, в повышении эффективности госкомпаний и специальных налоговых мерах. Возможно, такой «специальной налоговой мерой» может стать обсуждаемый властями налоговый маневр, который предполагает снижение страховых взносов одновременно с симметричным повышением НДС. «Действительно, этот вопрос (по увеличению НДС и снижению страховых взносов. – «НГ») рассматривается», – сказал министр, отвечая на вопрос о том, будет ли реализован так называемый налоговый маневр в варианте 21/21 или 22/22 (снижение страховых взносов с 30% и повышение НДС с 18% до указанного уровня).
Вместе с тем, озвучивая основные факторы сдерживающие рост экономики, министр не расписал понятных путей решения этих проблем. Пока что основной посыл чиновников – «нам следует обратить на это самое пристальное внимание».
«Учитывая все сказанное, экономическая политика, проводимая в России, остается исключительно адаптивной и практически никак не стимулирует экономическое восстановление, а также рост доходов домохозяйств», – делает вывод ведущий аналитик AMarkets Артем Деев.
Именно падение реальных доходов населения ярче всего говорит о неуспешности экономической политики, уверен аналитик компании «Алор Брокер» Алексей Антонов. «И если разобраться, падение реальных доходов во многом опирается на отказ государства от некоторых своих обязательств и субсидирования – это отказ от индексирования пенсий, отказ от индексации пенсий работающим пенсионерам, отказ от индексации стипендий в вузах и колледжах и т.п.», – перечисляет он.
Оценивать успешность любой экономической политики сложно, считает доцент Российского экономического университета им Плеханова Сергей Ермолаев. «Тем не менее в качестве плюса как денежно-кредитной, так и бюджетно-налоговой политики в России стоит отметить их последовательность. Центробанк последовательно пытается снизить инфляционные ожидания населения и фирм, чтобы это позволило отказаться в будущем от чрезмерно жесткой монетарной политики (которая проводится сейчас). Минфин последовательно пытается приспособиться к новым реалиям на мировом рынке нефти через усовершенствование бюджетного правила и контроль бюджетного дефицита», – говорит он. «Каждая из этих политик кажется вроде бы разумной. Но мировая экономика в среднесрочной перспективе будет расти темпом не менее 3,5% в год, а значит, российская экономика все сильнее будет отставать от мира, и особенно от своих динамичных соседей – Китая и Индии. Монетарная и фискальная политика – хотя и проводятся довольно неплохо – выглядят пока лишь как косметические меры, которые ничуть не способны переломить негативную тенденцию. В них пока не заметны факторы именно кардинального снижения неравенства доходов и имущества», – подчеркивает Ермолаев.
«Россия, начиная с 2014-го года, пребывает в состоянии затяжной стагнации. И вызвана стагнация не только и не столько влиянием внешних воздействий (санкциями со стороны стран Запада, падением цен на нефть, внешнеполитической напряженностью и т.д.), сколько структурными перекосами в экономике, накапливавшимися годами», - напоминает аналитик компании «Финам» Алексей Коренев.
Тем не менее определенные плюсы все же прослеживаются. «В целом можно говорить о достаточно успешном преодолении периода низких цен на нефть. Даже в части увеличения золотовалютного запаса. На сегодня цены на энергоносители являются комфортными для страны», - замечает замгендиректора компании «ФинЭкспертиза» Алексей Баскаков. С другой стороны, продолжает он, еще более остро встал вопрос с пенсионными деньгами и реформой. «Мы знаем, что большинство НПФ показали нулевую доходность, а это не способствует уверенности населения в работе механизма и ухода от серой составляющей дохода», - подчеркивает эксперт.
«Самая большая слабость бюджетной политики в том, что с 2014 года реальные доходы населения падают и пока конца падению не видно, даже несмотря на низкую инфляцию. Да и промышленное производство в 2017 году могло бы вырасти больше, чем на 1%, если бы государство, на долю которого приходится почти 70% экономики, поддержало бы промышленность госзаказами и субсидиями, по крайней мере, те сектора, которые пострадали от сокращения заказов в нефтяной промышленности, так как Россия участвует в соглашении «ОПЕК плюс» по сокращению добычи нефти», - обращает внимание замдиректора аналитического департамента компании «Альпари» Наталья Мильчакова. А это значит, что плохо себя чувствовать будут металлургия и ряд отраслей машиностроения, а также нефтесервис. «Но Минфин пока хранит деньги в кубышке на черный день, не задумываясь о том, что когда черный день наступит, эти деньги либо обесценятся, либо разлетятся на социальные нужды», - полагает она. «Так что для того, чтобы быть успешной, бюджетно-налоговая политика должна хотя бы быть, а пока ее нет, есть система пожарных мер по латанию дыр в бюджете или расходованию средств на какие-либо краткосрочные нужды государства», - резюмирует эксперт.
комментарии(1)
0
Владимир Савостин 00:08 14.03.2018
Ну все, народ разденут совсем раз заботу о доходах россиян поручат Минфину, правда для верности надо сюда еще Ценробанк подключить