Вице-президент Еврокомиссии по энергосоюзу Марош Шефчович надеется на изменение системы управления украинским газовым хозяйством. Фото с сайта www.ec.europa.eu
Украинские власти готовят арест российского голубого топлива в европейских газовых хранилищах. При этом Киев явно наращивает давление на «Газпром» накануне ожидаемых переговоров с представителями «Нафтогаза» и Европейской комиссии.
Министр юстиции Украины Павел Петренко сообщил, что за невыполнение решения Стокгольмского арбитража у «Газпрома» могут принудительно взыскать запасы газа из хранилищ в странах ЕС, являющиеся частью активов компании.
«Решение Стокгольмского арбитража выполняется в соответствии с Нью-Йоркской конвенцией, которая признана абсолютным большинством стран мира, и эти решения подлежат принудительному выполнению в этих странах. У «Газпрома» есть очень много активов, начиная с газа, который хранится в хранилищах в странах ЕС, и завершая недвижимостью, счетами, ценными бумагами, которые фактически размещены в иностранных банках. Эти активы являются предметом для взыскания долгов по выполнению такого рода решения», – заявил украинский министр.
По решению Стокгольмского арбитража «Газпром» должен не только выплатить «Нафтогазу Украины» по итогам двух разбирательств 2,56 млрд долл., но и оплачивать транзит российского газа в Европу исходя из записанного в заключенном в 2009 году в совсем иных геополитических условиях контракту условия минимальной прокачки 110 млрд куб. м. Тогда как по факту такого объема прокачки не бывает: в 2017 году, например, украинцы пропустили через свою газотранспортную систему дальше на запад и юг континента 93,4 млрд куб. м из тех 194,4 млрд, который экспортировал «Газпром».
Министр юстиции Украины Павел Петренко хочет отнять у «Газпрома» самое дорогое. Фото с сайта www.minjust.gov.ua |
То есть арбитраж в одном разбирательстве признал правомочным правило «качай или плати», а другое правило – «бери или плати» – для украинцев признали нецелесообразным из-за сложных экономических условий страны.
«Разбирательства касались трех основных пунктов контракта между «Газпромом» и «Нафтогазом», – пояснил «НГ» директор Института национальной энергетики Сергей Правосудов. – Во-первых, объемы поставок: для Украины снизили порог обязательной покупки до 4 млрд куб. м, во-вторых, изменили формулу цены, ее арбитраж отвязал от стоимости нефти и привязал к европейским биржевым площадкам. В-третьих, в контракте не были предусмотрены штрафные санкции, теперь же за непрокачку всех 110 млрд куб. м «Газпром» в течение оставшихся месяцев 2018-го и весь 2019 год должен будет платить штраф, что, конечно же, не устраивает компанию».
«Газпром» еще в начале марта заявил, что решение Стокгольмского арбитража нарушает базовые принципы шведского права, и заявил, что подаст апелляцию, что и сделал в четверг (см. «НГ» от 22.03.18), а также приступит к расторжению контрактов на поставку и транзит. И сам глава «Газпрома» Алексей Миллер, и аналитики сходятся во мнении, что расторжение займет не менее года-полутора.
«Основные положения действующего контракта пересмотрены арбитражем полностью, кроме того, «Газпром» платит за транзит газа по условиям действующего контракта, а «Нафтогаз» хочет эту стоимость увеличить. По действующему контракту стороны не заключают дополнительные соглашения, очевидно, что необходимо заключать новый», – говорит Правосудов.
В начале марта зампред правления российского холдинга Александр Медведев сообщил, что «Газпром» начал процедуру расторжения контрактов на поставку и транзит газа с украинским «Нафтогазом». Этот факт очень тревожит европейские страны, особенно памятуя о чрезвычайных холодах, которые пришли на континент этой зимой. При этом там, похоже, намекают, что вернуть ситуацию в рабочее русло на руинах старого контракта не получится. А заодно проталкивают идею сохранения значительной части транзита по территории Украины вопреки прежней идее «Газпрома» перевести эти объемы с 2020 года в «Северный поток – 2» и «Турецкий поток».
Вице-президент Еврокомиссии по энергосоюзу Марош Шефчович заявил в прошлый четверг, что Еврокомиссия (ЕК) выступает за заключение очередного долгосрочного контракта на транзит. «Он должен охватывать коммерчески жизнеспособные объемы газа, что позволило бы продолжить эксплуатацию украинской ГТС, а также быть ей коммерчески разумной», – сказал он, отметив, что есть «уважаемые европейские компании», которые готовы прийти и управлять этой системой трубопроводов.
Транзит газа через Украину в Европу может быть востребован и после ввода в эксплуатацию двух ниток «Турецкого потока» и «Северного потока – 2» при растущем спросе на российский газ в Европе, считает заместитель генерального директора по газовым проектам Фонда национальной энергетической безопасности Алексей Гривач.
«При растущем спросе на российский газ, который превышает контрактные обязательства «Газпрома», транзит через Украину может быть востребован и после ввода в эксплуатацию «Турецкого потока» и «Северного потока – 2». Но для этого должны быть гарантии безопасности и экономической привлекательности транспортировки газа через территорию Украины», – сказал он. «Это станет предметом переговоров параллельно с процессом расторжения действующих контрактов между «Газпромом» и «Нафтогазом» в рамках нового разбирательства в международном арбитраже», – отметил Гривач.
Ранее Шефчович говорил также, что ЕК готова стать координатором между Россией и Украиной, если будут переговоры о будущем транзита российского газа через Украину в Евросоюз. Правосудов считает это здравой идеей. «Напрямую «Газпрому» и «Нафтогазу» договариваться не удается», – говорит он.
Ранее представители двух компаний заявляли, что встреча может состояться до конца марта. Возможно, уже после нее, если сторонам не удастся договориться, «Нафтогаз» приступит к практическим шагам по аресту имущества, о которых заявил министр юстиции Украины.
«Речь, вероятно, о тех 5 млрд куб. м газа, которые «Газпром» ежегодно закачивает летом в европейские хранилища для использования зимой», – полагает Правосудов. Он подтвердил, что у «Газпрома» действительно имеются значительные активы в Европе, но высказал предположение, что арестовать их у «Нафтогаза» не получится, пока идет рассмотрение иска «Газпрома» в апелляционной инстанции.
О том, что подача «Газпромом» апелляции может привести к приостановке возможных разбирательств в международных судах по делу против «Нафтогаза», «НГ» сказал и ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков. Однако он напомнил, что существует практика, когда выигравшая в Стокгольмском арбитраже сторона обращается в любой суд любой страны, который и арестовывает имущество должника. «Сам «Нафтогаз» в конце 2017 года пострадал от этого: итальянская компания подала иск в суд Словакии, и тот арестовал реверсный газ, купленный украинской компанией», – говорит Юшков.
комментарии(1)
0
виктор 07:19 26.03.2018
Полная некомпетентность менеджеров Газпрома, отсутствие планирования, в т ч политического, хотя там работают родственники наших крупных политиков. Надо было отдавать газ на границе с Украиной и пусть Запад платит за транзит и разбирается сам с Украиной.