Автопроизводителям в США готовят экологические послабления. Фото Reuters
Администрация президента США Дональда Трампа намерена ужесточить экологические требования к импортируемым автомобилям. Об этом сообщает американская пресса со ссылкой на источники в автомобильной отрасли и Белом доме. Подобная перспектива, очевидно, ударит в первую очередь по европейским и японским производителям, занимающим весомую долю американского рынка. Кроме того, введение нетарифных сборов для импортных авто в будущем может привести к изоляции рынков и росту цен на автомобили, не исключают эксперты.
Американская Wall Street Journal сообщила о планах Белого дома ужесточить требования к импортным авто. Как пишет СМИ со ссылкой на свои источники, президент поручил нескольким агентствам, среди которых Агентство по охране окружающей среды (EPA), разработать меры по ужесточению стандартов выбросов автомобилей, которые произведены за рубежом. Это значит, что иностранным автомобилестроителям придется оснащать свою продукцию более совершенными технологическими устройствами, чтобы соответствовать новым требованиям США. Такой шаг приведет к удорожанию себестоимости импортных машин и поставит их в невыгодное положение по сравнению с продукцией американского автопрома, поясняет издание.
В свою очередь, американская администрация рассчитывает, что подобный «нетарифный барьер» может снизить стоимость автомобилей, которые производились бы американскими рабочими.
WSJ отмечает, что ужесточение требований скорее всего приведет к увеличению цен в США на импортируемые автомобили. Предполагается также, что такое ограничение поможет сделать цену на американские автомобили более привлекательной. Таким образом, в администрации Белого дома планируют поддержать американскую автомобильную промышленность, поскольку стоимость импортных автомобилей возрастет за счет использования дорогих технологий, пишет СМИ.
Подобное предложение укладывается в логику защиты внутреннего рынка, которой придерживается Дональд Трамп. Напомним, президент США ранее неоднократно критиковал автопроизводителей за их нежелание переносить производство в США, обещал снизить налоги для предприятий внутри страны и одновременно повысить импортные пошлины. Кроме того, в начале марта Трамп пригрозил ввести 25-процентные пошлины на европейские автомобили, в случае если ЕС продолжит увеличивать пошлины для американских компаний.
Параллельно с возможным повышением экологических стандартов для иностранных автомобилей американцы предлагают снижать такие же требования для своих компаний. В частности, EPA решило отказаться от экологических стандартов для автомобилей и легких грузовых машин, которые были приняты администрацией прежнего президента США Барака Обамы. Имеется в виду пересмотр средних корпоративных стандартов экономии топлива. В качестве причины пересмотра требований называются завышенные требования, которые, по мнению нынешней администрации президента, не соответствуют действительности.
Стандарты для автопроизводителей были приняты еще в 2012 году в рамках «закона о чистом воздухе» и были направлены на снижение выбросов загрязняющих веществ в атмосферу путем постепенного повышения эффективности использования топлива для всех моделей автомобилей. Норма предполагала снижение расхода топлива до 4,32 л на 100 км по сравнению с показателем 2016 года – 6,2 л на 100 км. Руководитель EPA Скотт Прюитт отмечал, что ранее установленные стандарты для автопрома были рассчитаны из нереалистичных предположений и устанавливают слишком высокие стандарты.
Решение EPA положительно встретили представители Объединения заводов – изготовителей транспортных средств США. Они отметили, что «это позволит сделать новые автомобили доступными большему количеству американцев».
Европейские автопроизводители, занимающие весомую долю на американском рынке, подобную новость встретили без особого энтузиазма. Так, немецкий эксперт в области автомобилестроения, профессор Фердинанд Дуденхеффер в интервью Deutsche Welle назвал план администрации Трампа «эгоистическим преследованием своих интересов».
Кроме того, немцы оспаривают утверждение EPA о «нереалистичности» новых экологических норм. «Цель в 4,3 л на 100 км является реалистичной, причем как для легковых машин, так и для внедорожников и пикапов, которые очень популярны в Америке», – замечает Дуденхеффер. «4,3 л на 100 км – это вполне реализуемо с технической точки зрения. Двигатели внутреннего сгорания – и бензиновые, и дизельные – еще обладают достаточным потенциалом повышения эффективности. В случае даже чисто бензиновых моторов рост эффективности может составлять до 30%», – соглашается директор европейского отделения Международного совета по экологически чистому транспорту (ICCT) Петер Мок. Подобная норма делает автомобиль более дорогим при покупке, однако позволяет изрядно сэкономить впоследствии на топливе, замечает он. Кроме того, эксперт сомневается, что администрации Трампа будет так уж легко доказать невыполнимость новых стандартов.
Опасения немцев в целом понятны: США – крупнейший рынок сбыта европейских автомобилей. Туда отправляется четверть всех произведенных в Евросоюзе машин, а объемы продаж европейских автомобилей в США оцениваются в 237 млрд долл. в год. При этом половина машин, экспортируемых Евросоюзом в США, производится в Германии. Немецкие автоконцерны производят автомобили и на своих заводах в США, создавая тем самым рабочие места в стране.
На данный момент экологические требования к европейским автомобилям выше, чем к американским, поэтому влияние ограничений на работу европейских производителей будет напрямую зависеть от степени ограничений, которые планируют выдвинуть США, считает директор подразделения компании «АвтоСпецЦентр» Александр Зиновьев. «Ужесточение экологических требований к импортируемым автомобилям – это очень умный ход, так как он апеллирует не только к финансовой мотивации внутреннего потребителя и избирателя, но и к его эмоциям, особенно после так называемого дизельгейта с Volkswagen. Тогда оказалось, что европейский производитель поставлял в США автомобили, выбросы которых превышали норму в 40 раз», – напоминает директор Экспертной группы Veta Дмитрий Жарский. По его мнению, в итоге таких торговых войн произойдет сжимание объема международной торговли автомобилями. «Рынки США, Европы и Азии начнут изолироваться и делать ставку на внутреннего потребителя, который тоже пострадает – вырастут цены, а качество автомобилей может даже упасть, это всегда происходит при монополизации рынка», – не исключает эксперт.
На Россию же подобные баталии двух стран влияют мало, считают эксперты «НГ». «В России продается всего 1,5 млн автомобилей в год, поэтому наше влияние на рынок крайне незначительно. К тому же наш потребитель ориентируется сейчас на самый массовый экономсегмент и не сможет себе позволить автомобиль, который будет более экологичен, но дороже на 20–30%», – рассуждает Жарский.
комментарии(0)