0
5899
Газета Экономика Интернет-версия

26.04.2018 00:01:00

Газомоторному топливу мешают стереотипы

Метан безопаснее, практичнее и доступнее, чем считают многие

Тэги: газомоторное топливо, азс, газ, автотранспорт


газомоторное топливо, азс, газ, автотранспорт Количество автогазозаправочных станций в России к 2020 году удвоится. Фото Алексея Мошкова

Использование газомоторного топлива является приоритетом для России, заявил на прошлой неделе на совещании с членами правительства президент Владимир Путин. Кабинету министров поручено проработать меры по расширению применения газа в автотранспорте. На стимулирование продаж газомоторной техники планируется выделить 2,5 млрд руб. Автомобилям на газовом топливе даже предложили разрешить ездить по выделенным полосам для общественного транспорта. Один из столичных операторов каршеринга в ответ выразил готовность газифицировать весь свой парк, если будут созданы соответствующие условия. Однако вокруг газомоторного топлива сложилось несколько мифов, которые мешают более активному его использованию.

Плюсы газомоторного топлива очевидны: оно экологичнее и дешевле бензина и дизтоплива. Его использование в разы снижает вред от выхлопных газов. Например, полностью отсутствуют выбросы соединений свинца. При горении не образуется сажа, поэтому работающие на газе автобусы и грузовики не оставляют так раздражающие горожан дымные хвосты. Газ вдвое дешевле жидкого топлива и, как показывают данные транспортных компаний, позволяет существенно сэкономить на заправке. А это дает дополнительный импульс развитию экономики – снижает стоимость товаров.

При расширении использования газомоторного топлива власти предполагают делать ставку на метан – он дешевле и экологически чище пропан-бутана. Вместе с тем нередко приходится сталкиваться с устоявшимися стереотипами, которые мешают в полной мере оценить все преимущества этого моторного топлива.

Стереотип первый: это взрывоопасно

Наверно, самый распространенный среди населения миф о газомоторном топливе – это предубеждение, что баллоны со сжатым метаном, располагаемые в автомобиле, могут взорваться. Психологически этот стереотип понятен, но в действительности никаких повышенных рисков по сравнению с бензобаком газобаллонное оборудование (ГБО) не несет. Наоборот, как показывают тесты, оно даже безопаснее.

Прежде всего, метановые баллоны в несколько раз прочнее бензобаков, поэтому вероятность их деформации при ДТП очень незначительна. Ударопрочность настолько велика, что легче разрушить весь автомобиль, нежели повредить емкость. На случай утечки газа или пожара в конструкции предусмотрены специальные клапаны – они перекроют несанкционированный выход метана или стравят растущее давление при перегреве, что предотвратит взрыв. Такого нет в бензиновых системах, и утечку бензина быстро выявить не всегда удается.

Если утечка все-таки произошла, то и в этом случае газ безопасен: метан легче воздуха в 1,6 раза, он быстро улетучивается в атмосферу и не концентрируется в полостях автомобиля, а потому не создает проблем. Вытекшие из прохудившегося бензопровода капли бензина несут куда больше рисков – такому топливу значительно проще загореться, чем метану.

При установке баллона на заводе риски минимизированы. Фирменное газобаллонное оборудование двукратно продублировано электрической цепью и механическим способом. Баллоны регулярно проверяются, имеют ограниченный срок эксплуатации в отличие от бензобака, который может дать течь или быть поврежденным. Большинство проблемных случаев, возникающих при использовании исправного ГБО, связаны с грубым нарушением правил его эксплуатации. Кстати, по классификации МЧС метан относится к самому безопасному 4-му классу горючих веществ. Для сравнения: у бензина – 3-й класс, у пропан-бутана – 2-й.

Стереотип второй: неприятный запах в салоне

В случае если автомобиль исправен, то ни в салоне, ни рядом с ним запаха газа быть не может. Запах может появиться только из-за неполадки в системе – точно так же, как запах бензина появляется в неисправном бензиновом автомобиле.

Все газобаллонное оборудование тщательно герметизируется и проходит техническую проверку экспертов. Если запах все-таки появился – это отчетливый сигнал, что машину нужно немедленно направить на проверку герметичности ГБО.

При этом скорее всего речь идет о небольшой утечке – крупный несанкционированный выход газа заблокируют предохранительные клапаны. Но даже минимальную утечку можно почувствовать буквально с первых секунд. Для этого в газ добавляют специальные компоненты – меркаптаны, которые и распространяют ощутимый запах. Своевременное ощущение запаха таким образом является даже дополнительным плюсом газового топлива: это еще один фактор его безопасности.

Стереотип третий: проблемы с двигателем

К газовым двигателям иногда предъявляют разнообразные и чаще всего малообоснованные претензии. Например, что они слишком слабые или шумные. И вообще использование газа якобы портит двигатели.

Да, мощность газового мотора немного меньше, чем бензинового. Разница обычно составляет 8–15%, причем на практике она ощущается далеко не всегда.

В остальном – одни достоинства. Достаточно сказать, что газовый двигатель может проработать без капремонта в полтора-два раза дольше бензинового. Газовоздушная смесь не вымывает масляную пленку цилиндро-поршневой группы, продлевая ресурс мотора. Уменьшается накопление смолистых осадков и нагарообразование на деталях головки блока и поршнях. Газ не содержит примесей, загрязняющих моторное масло, увеличивая срок его службы в 1,5–2 раза. Из-за отсутствия в газе свинца увеличивается и срок службы свечей зажигания.

Газовое топливо горит более мягко по сравнению с бензином. Это незначительно снижает мощность двигателя, но при этом приводит к меньшей нагрузке на поршни, увеличивая тем самым ресурс и повышая надежность мотора. Кроме того, метан имеет более высокое октановое число, чем бензин. Это не позволяет мотору детонировать ни на одном режиме работы. Двигатель работает более плавно, снижаются вибрации, нет детонационных стуков, благодаря этому газовый мотор – один из самых тихих. Снижение уровня шума работы по сравнению с бензиновым топливом заметное – в два раза.

Стереотип четвертый: в стране нет метановых заправок

Действительно, в России пока недостаточно развита заправочная инфраструктура для автомобилей на метане. В стране есть 40 тыс. бензиновых АЗС и только около 300 метановых заправок. Конечно, они не встречаются на дорогах на каждом шагу. Причем в основном они расположены дальше от дорог и жилых домов, чем обычные заправки. Это обусловлено законодательными требованиями, которые предъявлялись к таким АЗС. Наибольшая концентрация газовых заправок – в южных и кавказских регионах страны.

Но количество газовых заправочных станций растет. Например, в 2016 году компания «Газпром» завершила сооружение 36 автомобильных газовых наполнительных компрессорных станций (АГНКС) и реконструировала 6 станций в 21 регионе России. К концу 2020 года сеть АГНКС «Газпром» будет насчитывать порядка 500 объектов. Крупные планы по строительству АГНКС есть у «Роснефти». Сейчас в Интернете можно найти ресурсы, содержащие карту расположения метановых станций с разбивкой по регионам и координатами (www.agnks. ru/agnks_map/).

Расширению сети газовых заправок способствуют изменения в регулировании. За последние годы власти проделали большую работу по снижению административных барьеров, чтобы сделать эту отрасль более привлекательной для бизнеса. Например, как уже отмечалось, класс опасности по компримированному газу уменьшен до четвертого, что ниже, чем у бензина.

Темпы строительства инфраструктуры нарастают, и, по подсчетам Минэнерго РФ, к 2020 году количество автогазозаправочных станций в стране удвоится. Так что проблемы с доступностью газового топлива будут уходить в прошлое.


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Прекращение огня в Ливане дает шанс ХАМАС

Прекращение огня в Ливане дает шанс ХАМАС

Игорь Субботин

Израиль и "Хезболла" согласились отложить оружие

0
569
Молдавия не может заменить российский свет европейским

Молдавия не может заменить российский свет европейским

Светлана Гамова

Для поставок электроэнергии из ЕС в стране нет инфраструктуры

0
651
Кишинев смягчает подходы в диалоге с Тирасполем

Кишинев смягчает подходы в диалоге с Тирасполем

Андрей Сафонов

Молдова вынуждена вновь договариваться с Россией о поставках газа

0
2676
В США на "Северный поток" нашелся покупатель...

В США на "Северный поток" нашелся покупатель...

Михаил Сергеев

Газпромбанк попал под санкции

0
2567

Другие новости