Игорь Шувалов уверял граждан, что интересы России были надежно защищены при выдаче Киеву «займа Януковича» на 3 миллиарда долларов. Фото Reuters
Отдавая Украине 3 млрд долл. из Фонда нацблагосостояния (ФНБ), наши власти уверяли, что интересы России надежно защищены. Однако на практике все оказалось совсем не так. Судебные процедуры в Лондоне буксуют. А Киев приближается к новому дефолту по внешним долгам, что практически исключает возврат 3 млрд долл. в бюджет России. Таким образом, власти профинансировали «заем Януковича» деньгами российских пенсионеров. И, похоже, безвозвратно.
Российский Фонд национального благосостояния официально создан как «часть устойчивого механизма пенсионного обеспечения граждан РФ на длительную перспективу». Целями ФНБ власти называют софинансирование добровольных пенсионных накоплений граждан РФ и обеспечение сбалансированности (покрытие дефицита) бюджета Пенсионного фонда РФ.
Тем не менее власти РФ довольно свободно распоряжаются деньгами ФНБ для текущих нужд. Но обещают при этом вернуть взятые из ФНБ деньги обратно, чтобы они служили «пенсионному обеспечению граждан РФ». Именно такие обещания и были даны гражданам при выдаче украинскому правительству Виктора Януковича кредита в виде покупки евробондов Украины на сумму 3 млрд долл. в декабре 2013 года.
«Этот заем предоставлен так, что у нас будут всегда возможности требовать у украинского правительства погашения этого займа по самым жестким юридическим процедурам... Это все-таки оформлено по очень жесткой процедуре, и РФ полностью свои права в юридическом плане обеспечила», – уверял тогдашний первый вице-премьер Игорь Шувалов зрителей канала «Россия 24» в декабре 2013 года (см. «НГ» от 09.09.15). Первые месяцы новые власти Украины выплачивали проценты по этому займу, а позже отказались признавать этот долг официальным, назвав его политически мотивированной взяткой.
В итоге в 2016 году российский Минфин подал иск в Высокий суд Лондона с требованием взыскать с Украины накопленную задолженность. При этом «заем Януковичу» был признан государственным долгом Украины перед Россией. Весной 2017 года суд Лондона вынес решение в пользу России, однако Украина подала апелляцию. В апелляционном суде Киев попытается убедить судей вернуть дело в Высокий суд и вынудить его рассмотреть по существу обвинения в адрес Кремля в том, что сделка с Януковичем 2013 года была не кредитом, а инструментом агрессии против Украины, объясняла британская Би-би-си.
Окончательного решения по украинскому долгу до сих пор нет. Но ситуация становится почти безнадежной из-за растущей неспособности Киева самостоятельно выплачивать внешние долги. О таком выводе Института международных финансов (ИМФ) со штаб-квартирой в Вашингтоне сообщает Reuters.
«Экспорт сейчас составляет примерно половину уровня 2008 года, экономический рост лучше, но не звездный: 2,5–3% в год; в то же время плата за энергетический импорт увеличивается вслед за ростом мировых цен на нефть и газ», – цитирует Reuters доклад ИМФ.
Наибольший риск связан с внешними платежами Украины. Чтобы Киев чувствовал себя комфортно, держатели евробондов должны переложиться в новые обязательства, перекредитовать все 100% своих кредитов стране. В прошлом году уровень рефинансирования долга составил 85%. Если он упадет до 75%, то страна в 2019 году столкнется с дефицитом финансирования на сумму 5,5 млрд долл.
«Если приток капитала существенно не увеличится, Украине, вероятно, потребуется новая поддержка МВФ в ближайшие годы», – сказал аналитик ИМФ.
«Совокупный дефицит финансирования на 2019–2021 годы может достигнуть 16,5 млрд долл., или 90% международных резервов, в случае сценария, при котором рефинансирование будет на низком уровне. Текущая программа МВФ Украины завершится в следующем году. До настоящего времени страна получила 8,4 млрд долл. из предусмотренных на четыре года действия программы МВФ 17,5 млрд долл.
Общая сумма краткосрочного долга Украины сократилась, а резервы более чем удвоились за время действия программы. Однако эти процессы могут стать обратными по ее завершении. За период до 2021 года Украина должна заплатить 20 млрд долл. по долгам МВФ и других кредиторов «официального сектора». Доходы правительства также будут сокращаться, поскольку новый трубопровод дает России возможность транспортировать топливо в обход Украины, то есть не платить Киеву за транзит, говорится в анализе ИМФ, который приводит Reuters.
Нынешние отношения МВФ с Киевом далеки от идеала. И многие депутаты открыто призывают к разрыву МВФ, чтобы вообще отказаться от возврата кредитов этой организации.
комментарии(0)