0
7907
Газета Экономика Интернет-версия

04.06.2018 00:01:00

Всплеск цен на бензин обострил проблему госуправления

Нефтяники обвиняют экономические ведомства в порочном налоговом регулировании

Тэги: топливо, бензин, цены, дмитрий козак, акцизы, налоги, минфин


топливо, бензин, цены, дмитрий козак, акцизы, налоги, минфин Рост цен на бензин затронет все население, а не только автомобилистов. Фото PhotoXPress.ru

Механизм «умного» ценообразования в нефтяной отрасли опять дал сильный сбой. Поэтому на фоне резкого роста топливных цен бензина правительству приходится срочно переходить на ручное управление, договариваясь с лидерами отрасли о балансировке рынка.

Отвечающий в новом правительстве за нефтянку вице-премьер Дмитрий Козак рассказал в субботу о результатах встречи с представителями 13 крупнейших нефтяных компаний страны. Правительство пообещало  снизить акцизы, а производители топлива взамен пообещали зафиксировать цены по состоянию на 30 мая и не повышать их в течение месяца. Акцизы снижаются почти на треть – на 3 тыс. руб. за тонну бензина и на 2 тыс. на дизтопливо. С учетом отмены планировавшегося ранее повышения акцизов с 1 июля на 700 руб. налоговое бремя уменьшится на 3,7 тыс. и 2,7 тыс. руб. соответственно.

По оценкам экспертов, это снизит оптовые цены на топливо в пределах 2,2–2,5 руб. за литр, пишет РИА Новости. Но в рознице, по оптимистическим прогнозам, бензин может подешеветь максимум на рубль, а скорее всего вообще не подешевеет. Высокие ценники вызвали активное недовольство не только автолюбителей, но и местных властей. Проблема приобрела уже политический оттенок, и в ряде регионов – Новосибирске, Омске, Дагестане – уже прошли протестные акции автомобилистов, такие же мероприятия готовятся в ряде других регионов. Депутат Заксобрания Камчатского края пенсионер Михаил Пучковский попросил организовать возле здания правительства региона «стоянку» для своего коня, так как возможности приехать на машине из-за цены на бензин у него не стало. Напомним, что с начала года, по данным Росстата, топливо на бензоколонках подорожало в среднем по стране на 7,3%. А в Москве, например, самый востребованный Аи-92 прибавил 8,6%, и теперь за литр надо отдать почти 46 руб. То есть 100 км можно проехать теперь за 460 руб., если ваша машина потребляет 10 л на 100 км.

То, что ситуация может стать критической, ясно давно. Основной вопрос – в чем причина, к каким последствиям, в том числе и политическим, она приведет. Внутренние цены на бензин, по официальной версии, увеличились из-за подорожания нефти на мировом рынке. Дефицита топлива в стране нет, утверждают чиновники. Но его производство стало менее выгодным. Так объяснил причины происходящего Дмитрий Козак в телепрограмме «Вести в субботу».

«Чтобы обеспечить баланс цен, нефтяники подняли цены на нефть, нефтеперерабатывающие заводы – цены на бензин, и мы получили ту ситуацию, которую имеем на оптовом рынке», – объяснил вице-премьер.

Однако в компании «Роснефть» видят причину топливного кризиса в другом. По мнению вице-президента компании Михаила Леонтьева, корень проблемы – в налогах.  «Причина кризиса – это налоговое регулирование, которое и создало нетерпимую, но предсказуемую ситуацию», – сказал «НГ» Леонтьев. Речь о налоговом маневре, который привел к ситуации, когда экспортировать нефть гораздо выгоднее, чем продукты переработки. «Эта ситуация кому-то выгодна, но не нашей компании, у которой большой объем переработки. Эта модель системно душит переработку, получается, что переработка нефти карается рублем», – говорит представитель «Роснефти». Леонтьев напомнил, что компания еще два года назад предупреждала, что такие действия приведут к дефициту топлива, потому что компании стимулируются к сокращению переработки. «Все остальное – усиление акцизного давления, с одной стороны, и ценовая конъюнктура мирового рынка – с другой – просто усугубили ситуацию. Это дополнительные факторы, которые ситуацию усилили, – заявил он РИА Новости. – Виновником кризиса является финансовый налоговый регулятор – Минфин. Он виноват в кризисе и несет основную ответственность за него».

«Мы рады, что правительство пошло навстречу компаниям, а компании – навстречу правительству, но результаты совещания – это паллиатив. Выигранное время необходимо использовать для принятия решительных мер как оперативного, так и стратегического плана, – сказал «НГ» Леонтьев. – Увеличение акцизов в свое время естественным образом привело к увеличению стоимости топлива. Компании могут задержать повышение цен на топливо в связи с увеличением акцизов на какое-то время, но не «проглотить» их».

По мнению Леонтьева, нынешняя модель ценового регулирования должна быть отменена. «Переработка не может быть заведомо убыточной», – считает он. Леонтьев обращает внимание, что цена нефти формирует только 7% цены бензина, тогда как все виды налогов и сборов, акцизы формируют ее на 70%. Остальное – это наценка АЗС, переработка на НПЗ и транспортировка.

«Налоговый маневр подразумевает, что в резервы государства идут все средства свыше 43 долл. за баррель, тогда как нефть сегодня стоит уже 77 долл. В результате сегодня неиспользованные остатки составляют 7,5 трлн руб., а правительство продолжает искать, где взять деньги на прорыв», – недоумевает Леонтьев. Главный риск возобновления роста цен в том, что экспорт по-прежнему гораздо выгоднее продаж на внутреннем рынке. Реализация каждой тонны 95-го бензина за рубежом приносит на 4,6 тыс. руб. больше, чем в России. Для Аи-92 этот показатель – 4,3 тыс. руб., для дизеля – 4 тыс. РИА Новости пишет, что из-за этого нефтяники считают летнее снижение акцизов недостаточным и просят добавить еще 10%, чтобы выровнять доходность между экспортом и внутренним рынком. Альтернатива снижению акцизов – временное жесткое ограничение экспорта нефтепродуктов.

Уже нынешнее снижение акцизов приведет к падению бюджетных доходов примерно на 125 млрд руб., а с июля – на 150–160 млрд. Однако, как ожидается, доходы федерального бюджета от экспорта углеводородов по итогам года достигнут примерно 2,75 трлн руб., в пять раз больше плана (527,6 млрд руб.).


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Отдых на море стал неподъемным для многих итальянцев

Отдых на море стал неподъемным для многих итальянцев

Александр Тараканов

За пять лет цены на пляжные услуги на Апеннинах выросли на треть

0
621
Вместо красной икры приходится есть селедку

Вместо красной икры приходится есть селедку

Анастасия Башкатова

В стране сокращаются отгрузки отечественной рыбной продукции для внутреннего потребителя

0
2101
Розничные цены на топливо обогнали инфляцию

Розничные цены на топливо обогнали инфляцию

Ольга Соловьева

Запрет на экспорт бензина не остановил его подорожание

0
2200
"Фактор Трампа" снизит доходы бюджета России

"Фактор Трампа" снизит доходы бюджета России

Ольга Соловьева

Заявления лидера США будут толкать вверх цены лишь на эталонные сорта нефти

0
2554

Другие новости