Туристическим автобусам будет сложно добраться до российских городов во время ЧМ-2018. Фото Интерпресс/PhotoXPress.ru
Со следующей недели в России стартует чемпионат мира по футболу. На время проведения матчей власти ограничили проезд грузовиков, ужесточили правила въезда в страну туристических автобусов и ввели другие ограничения, которые могут привести к непредвиденным проблемам. В некоторых отраслях бизнесмены готовятся подсчитывать потери от футбольного праздника.
По мнению представителей турсферы, отрасль из-за мундиаля не досчитается нескольких сотен тысяч иностранных туристов. «В период с июня по июль классических организованных туристов из-за рубежа приедет на 700 тыс. меньше, чем обычно», – сообщила исполнительный директор Ассоциации туроператоров России (АТОР) Майя Ломидзе, подчеркивая, что на это время их заменят около 400 тыс. иностранных болельщиков.
Спрос на турпоездки в Россию, по ее словам, сдвинулся на август-сентябрь, при этом со стороны иностранцев он по итогам года снизится на 10–15%.
Основная причина снижения спроса – высокие цены на размещение из-за ЧМ-2018. «НГ» ранее писала, что стоимость размещения в российских отелях подскочила в несколько десятков раз (см. номер от 10.01.18).
Снижение спроса, очевидно, можно объяснить и тем, что фактически до последнего отрасль не понимала, по каким правилам придется работать с середины июня. К примеру, ранее сообщалось, что в связи с указом об ограничении на въезд автобусов в города – организаторы ЧМ-2018, с 1 июня по 17 июля вводится запрет на въезд автобусов в Москву, Казань, Нижний Новгород, Ростов-на-Дону, Самару, Сочи, Санкт-Петербург. А с 1 по 30 июня – на территорию Екатеринбурга, Волгограда, Саранска и Калининграда. Исключение должны были составить автобусы, осуществляющие регулярные перевозки по муниципальным, межмуниципальным и смежным межрегиональным маршрутам, а также автобусы, оборудованные аппаратурой спутниковой навигации, передающей информацию в системе «ЭРА-ГЛОНАСС». Кроме того, такие автобусы должны были также направлять уведомление о въезде в Транспортную дирекцию ЧМ. «Соответствующий указ был подписан еще год назад, постановление – в декабре 2017 года. Ожидалось, что за это время транспортники получат все необходимые уточнения и разъяснения, но до сих пор вопросы оснащения аппаратурой спутниковой навигации и направления владельцами машин уведомлений так и не решены», – заявлял Интерфаксу руководитель рабочей группы по автобусам Российского союза туриндустрии (РСТ) Владимир Рабинков. Порядок подачи уведомлений о поездке, а также что конкретно должно содержаться в уведомлении нигде не прописаны. На сайте Транспортной дирекции указано только, что заявка формируется не менее чем за 48 часов до поездки, а внесение изменений возможно не позднее чем за 3 часа до выезда автобуса. «А если автобус из-за транспортных пробок или других непредвиденных обстоятельств приехал раньше или позже времени, указанного в уведомлении? Неясно также, возможна ли оперативная замена, если автобус, на который подавалось уведомление, сломался или попал в ДТП», – задавались вопросами в РСТ.
В итоге ситуация может грозить настоящим коллапсом, предупреждали в РСТ. Кроме того, коллапс может случиться не только с иностранными болельщиками, но и с теми, кто к чемпионату никакого отношения не имеет. «Есть же другие сферы деятельности. Есть предприятия непрерывного цикла, всякие мясокомбинаты, молокозаводы, там люди работают. Кто-то живет в области в общежитии, работает в Москве, кто-то наоборот. Стройки идут, бетон заказан, и насосы стоят, бетономешалки приезжают, а рабочих не доставить, потому что выполнить все эти требования очень сложно. Жизнь как бы останавливается», – замечал в эфире Business FM Владимир Рабинков.
Что примечательно, ранее власти указывали, что для получения допуска автобусам необходимо устанавливать систему «ЭРА-ГЛОНАСС», стоимость регистрации которой достигает, по оценкам, 120 тыс. руб. Однако с 4 июня, когда формально уже вступили в силу правила по ограничению движения, Минтранс обнародовал другое сообщение, согласно которому автобусы иностранных перевозчиков смогут теперь под залог получить и установить аналогичное ГЛОНАСС оборудование спутниковой связи. Таким аналогом, в частности, стала система «Платон», которая вводилась для большегрузов.
Однако, судя по сообщениям в СМИ, некоторые автобусы уже столкнулись с проблемами при въезде в российские города. Так, о сложностях с въездом сообщали в белорусском Республиканском союзе туриндустрии (РСТИ). «Систему «ГЛОНАСС» в принципе невозможно установить на иностранные, в том числе и белорусские, автомобили, вопросы возникают и с установкой системы «Платон», – говорил РИА Новости глава РСТИ Филипп Гулый, подчеркивая, что в итоге автобусам сложно добраться до российских городов.
Кроме того, ограничения на период ЧМ коснулись не только автобусов, но и большегрузного транспорта. Как сообщается, в городах – участниках ЧМ на время проведения матчей будут запрещены движение и стоянка грузового транспорта. Кроме того, на все время мундиаля будут запрещены обработка и перевозка грузов, которые являются источниками ионизирующего излучения или содержат в себе опасные химические и биологические вещества, а также радиоактивные, токсичные и взрывчатые вещества. Ограничен будет ввоз опасных грузов и на железнодорожные станции городов – участников ЧМ. «Также практически все терминалы и судоходные линии перестают принимать к перевозке все виды опасных грузов в период с 25 мая по 25 июля 2018 включительно», – отмечает руководитель отдела интермодальных перевозок Itella в России Алексей Подчуфаров.
Помимо большегрузов ограничения устанавливаются и на полеты гражданских воздушных судов и беспилотников. Вводятся специальные правила и для передвижения судов. К примеру, в Калининграде в дни матчей ЧМ-2018 введен запрет на остановку, стоянку на якоре и передвижение судов. Фактически на два месяца будет ограничена возможность проведения в стране митингов, собраний, пикетов, шествий и демонстраций.
Действует на период мундиаля запрет на оборот гражданского и служебного оружия, а также патронов к нему. Запрет касается также холодного оружия и некоторых модификаций луков и арбалетов. Другой вопрос: что каждый конкретный сотрудник при осмотре будет понимать под оружием? Не исключено, что в итоге изыматься может и обыкновенное туристское снаряжение.
Основные последствия для экономики эксперты видят в первую очередь в ограничении движения пассажирского и грузового транспорта. «Несвоевременная реализация шагов, направленных на беспрепятственное движение транспорта, в частности обеспечение передатчиками «ЭРА-ГЛОНАСС» и формирование регламента движения пассажирского транспорта, по факту означает, что ретейлеры могут получить убытки в связи со срывом поставок, поскольку логистические центры расположены в пригороде, из-за этого часть товаров может просто не попасть на прилавки магазинов. А транспортные компании, обеспечивающие доставку грузов, могут получить штрафы в связи с несвоевременной их доставкой», – сказал «НГ» директор экспертной группы Veta Дмитрий Жарский.
Кроме того, с транспортными проблемами столкнется не только бизнес, но и население региона, поскольку ограничения на въезд чреваты перераспределением транспортных потоков в пользу не приспособленных к высокой нагрузке пригородных дорог, замечает Жарский. «Что чревато вполне серьезным транспортным коллапсом, участниками которого станут как те, кому в города въезжать нельзя, так и те, кто такое разрешение имеет, поскольку в дорожных пробках стоять будут все – и дальнобойщики, и болельщики», – рассуждает он. В итоге ущерб для каждого из регионов за время введения ограничений вполне может перекрыть доход от проведения спортивных мероприятий и составить десятки миллиардов рублей, подчеркивает аналитик. «Транспортный коллапс, который с высокой долей вероятности породят ограничения на въезд, попросту приведет к тому, что работа большинства организаций и предприятий встанет в отсутствие сотрудников и персонала», – соглашается профессор Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова Наталья Зайцева.
Некоторые сложности, по мысли Зайцевой, могут возникнуть и в сегменте пассажирских перевозок. «Например, в ряде городов, принимающих ЧМ-2018, установлены особые требования к такси, имеющим право на подъезд к стадионам, поэтому работа таких агрегаторов, как Uber и «Яндекс.Такси», в этой зоне будет либо ограничена, либо запрещена, следствием чего неизбежно станет рост цен на услуги такси», – предупреждает она. А вот ретейл и сфера услуг смогут обеспечить дополнительные доходы. «Прежде всего это будет касаться сервисов доставки еды и многих других», – сказала «НГ» Зайцева.
В то же время части экспертов транспортные ограничения в связи с проведением ЧМ не кажутся чрезмерными. «К сожалению, ситуация последних лет в некоторых городах Европы показала, насколько опасным может быть сочетание большегрузного и мелкотоннажного транспорта в местах массового скопления людей. Поэтому вполне разумными выглядят ограничения на въезд конкретных видов транспорта в конкретные зоны», – сказал «НГ» директор по закупкам транспортных услуг компании FM Logistic Эдуард Миронов.
комментарии(0)