Фото с сайта pixabay.com
Связанный с главой Счетной палаты Алексеем Кудриным Центр стратегических разработок (ЦСР) нашел еще одну точку приложения усилий для решения проблем российской экономики. В своем докладе «Приоритетные направления внедрения технологий «умного города» в российских городах» центр отмечает, что города играют ключевую роль в российской экономике, но они все чаще сталкиваются с вызовами, которые препятствуют эффективному развитию: высоким уровнем износа инфраструктуры, дефицитом бюджетных ресурсов, ростом экологического давления, изменением требований к городской среде со стороны граждан и бизнеса. Эти вызовы ставят перед городскими сообществами принципиально новые задачи.
По мнению исследователей, большинство этих проблем могут быть решены за счет реализации концепции Smart City («умного города»), в которой ключевая роль отводится информационно-телекоммуникационным технологиям, помогающим наиболее эффективно обеспечивать текущие процессы городской жизни благодаря вовлечению граждан, бизнеса и властей.
Сегодня, отмечают эксперты ЦСР, Россия значительно уступает в этом вопросе ведущим экономикам, а реализуемые в стране проекты преимущественно связаны с точечной цифровизацией и интеллектуализацией отдельных городских сервисов и инфраструктур. В международных рейтингах умных городов Россия представлена слабо: например, в рейтинге Smart Cities Index от EasyPark за 2017 год фигурируют только Москва и Санкт-Петербург, занимающие 77 и 88 место. Российские компании практически не присутствуют на перспективном рынке технологий умного города, который, по некоторым оценкам, к 2025 году достигнет объема в 2,4 трлн долл.
По мнению экспертов ЦСР, сегодня можно говорить о переходе сразу к третьему поколению умных городов, в которых интеллектуализация городского развития сопровождается комплексной цифровой трансформацией: в умном цифровом городе управление осуществляется на основе данных («data-driven city»), которые выступают ключевым элементом городской экосистемы и ее отдельных компонентов – умной системы ЖКХ, умной энергетики, умного транспорта, умного здравоохранения и т.д.
В некоторых российских городах постепенно формируется запрос на переход к комплексным интеллектуальным решениям, а сама реализация концепции умного города начинает восприниматься как элемент более масштабной инициативы по формированию в стране цифрового общества и экономики.
Эксперты подчеркивают, что выбор оптимального сценария цифровой трансформации во многом зависит от целей, которые перед собой ставит город, а также от стартовых условий развития цифровых технологий. По мнению авторов доклада, применительно к различным типам российских городов можно выделить три модели цифрового перехода.
Для Москвы, Санкт-Петербурга и городов-миллионников - это децентрализованная модель, там цифровая трансформация осуществляется при участии большого количества бизнес-игроков и в условиях значительной емкости рынка для внедрения таких технологий.
Для крупных и средних городов, в которых переход координируется на уровне органов местного самоуправления, привлекающих максимальное число доступных ресурсов и действующих лиц, выделяется централизованная модель. Модель локальных действий – для средних и малых городов, в которой из-за недостаточности ресурсов цифровой трансформации подвергаются отдельные, наиболее проблемные инфраструктурные сектора или сферы городской экономики.
Эксперты отмечают, что для успешной реализации любой из этих моделей придется, с одной стороны, преодолеть немало существующих барьеров, а с другой – провести институциональные изменения, связанные с совершенствованием нормативно-правового регулирования и системы управления цифровым переходом на уровне муниципалитетов. Также это связано со становлением специальных финансовых инструментов, обеспечивающих ресурсную поддержку реализации проектов умного города, и механизмов координации перехода к умным цифровым городам на федеральном уровне.
По мнению авторов доклада, запустить процессы интеллектуализации и цифрового перехода в городах необходимо через пилотные проекты. Например, предлагается отработать приоритетные цифровые решения как в формате «живых лабораторий», так и в городах, особенности управления которыми позволяют тестировать концепцию в масштабе всего поселения (например, в ЗАТО).
комментарии(0)