Далеко не все российские специалисты готовы работать дистанционно. Фото Depositphotos/PhotoXPress.ru
Интерес работодателей и наемных работников к удаленной работе из дома снижается. Такую тенденцию зафиксировали многие кадровые агентства. Еще пару лет назад эксперты прогнозировали настоящий бум дистанционной занятости и работы из дома. Однако теперь эти ожидания, похоже, не оправдываются. К 2020 году из дома будет работать лишь каждый десятый россиянин – и это самый оптимистический прогноз. Аналогичная картина наблюдается и за рубежом. По данным Eurostat, удаленно трудится лишь каждый двадцатый европеец.
Еще три года назад удаленную работу называли одним из самых перспективных трендов рынка труда – исследователи прогнозировали, что к 2020-му каждый пятый сотрудник перейдет на формат работы из дома, замечают в кадровом агентстве «Юнити». Однако сегодня ожидания рекрутеров уже не столь однозначны. За последние три года количество вакансий на удаленке выросло несущественно – в среднем на 10%, а количество сотрудников, постоянно работающих вне офиса, не превышает сегодня и 5%, констатируют в компании.
К 2020 году, по прогнозам «Юнити», количество дистанционных сотрудников может вырасти не более чем до 7–10%. При этом даже такой пионер формата работы из дома, как IT-отрасль, не демонстрирует массового перехода на дистанционную занятость. Так, для java-разработчиков лишь 7% вакансий предполагает удаленную занятость, а 10% – гибкий график. Такие данные приводит портал поиска работы HeadHunter.
Да и сами программисты не рвутся трудиться на удаленке. Это подтверждают, в частности, эксперты международного кадрового агентства Kelly Services, проанализировав предпочтения молодых IT-специалистов на рынке труда. После опроса 500 работников обнаружилось, что половина специалистов (49%) предпочитает работу в офисе, но с гибким графиком. Каждый четвертый (26%) готов согласиться на офисную работу, но с возможностью свободного посещения в любой день. 18% согласны на офисную работу по строгому графику и только 7% рассматривают возможность полностью удаленной занятости.
Многие компании сегодня просто разочаровываются в формате надомной занятости, замечают в «Юнити», в том числе и по причине плохой коммуникации между офисными и надомными сотрудниками.
Низкий интерес к надомной работе часто связан с неспособностью бизнеса выработать четкие правила игры, считают эксперты. Так, по данным консалтинговой компании Deloitte, лишь 10% российских предприятий имеют четкую стратегию по управлению штатными сотрудниками, фрилансерами и предпринимателями как единым ресурсом. Примечательно, но большинство российских компаний (61%) опасаются предлагать своим сотрудникам удаленный формат работы, в том числе из-за угрозы утечки корпоративной информации.
Схожую с Россией тенденцию демонстрирует и ряд европейских стран. Так, по данным Eurostat, в ЕС удаленно работает лишь каждый двадцатый европеец трудоспособного возраста. При этом больше всего работающих из дома оказалось в Нидерландах (13,7%), Люксембурге (12,7%) и Финляндии (12,3%). Меньше всего дистанционных работников трудится в Болгарии (0,3%) и Румынии (0,4%). Однако за последние девять лет выросло количество тех, кто работает из дома время от времени. В 2008 году таких было 7,7%, а в 2017-м – уже 9,6%, следует из данных Eurostat.
Зачастую наблюдается даже обратная тенденция – западные компании сокращают численность удаленных работников. К примеру, компания IBM, которая несколько десятилетий позволяла своим сотрудникам трудиться дома, в прошлом году объявила о пересмотре такой политики. Около 2,6 тыс. сотрудников отдела маркетинга и неназванное число IT-специалистов, сотрудников отдела закупок, а также специалисты, занятые в работах с суперкомпьютером IBM Watson, должны были выйти на работу в офис, в противном случае им грозило увольнение (см. «НГ» от 28.04.17).
Впрочем, столь пессимистично относительно перспектив удаленной занятости настроены не все. Так, по данным исследования International Workspace Group (IWG), итоги которого были опубликованы в конце мая 2018 года, 71% менеджеров по всему миру пользуются возможностями формата удаленной работы хотя бы раз в неделю, а 53% трудятся так половину рабочей недели. Свой вывод аналитики IWG основывали на опросе 18 тыс. работников из 96 стран мира.
Общая тенденция переноса рабочего места в удобную для сотрудника локацию затронула и Россию. Так, по данным исследования компании Regus, 43% работников хотели бы работать удаленно в режиме свободного графика. «Мы видим, что все большее количество компаний обсуждают и принимают для себя удаленную занятость своих сотрудников как нечто само собой разумеющееся. Скоро мы станем свидетелями кардинального изменения организации трудового процесса: уже к 2030 году большинство квалифицированных менеджеров перейдут в режим удаленной работы», – делает вывод управляющий директор компании Regus в России Ирина Баева.
«Сегодня в стране около 650 тысяч «облачных» рабочих мест, к 2022 году их количество увеличится до 3 млн. Я не думаю, что тезис о снижении интереса к любым дистанционным форматам работы имеет под собой основания», - говорит эксперт сервиса «Битрикс24» Сергей Кулешов. По его оценкам, ежегодный экономический эффект в России от дистанционной работы уже оценивается в 94 млрд. рублей. «В том числе - только 38 млрд. рублей экономится на содержании рабочих мест в офисе», - замечает он.
Интерес сотрудников и реальные тенденции рынка во многом совпадают, считают эксперты «НГ». «Сейчас многие профессии почти не связаны со стационарным местом сотрудника: менеджеры по продажам, рекрутеры, дизайнеры, разработчики. И даже те профессии, которые ранее подразумевали строгую привязку к офису (кадровики, бухгалтеры), сейчас, в век технологий, тоже могут частично реализовываться из дома или удаленно», – говорит руководитель практики Kelly Services CIS Ольга Иванова. Россия, по ее словам, также двигается в сторону гибкой занятости.
Однако, несмотря на тренды, реальность все же часто отличается от идеала. «Значительная часть руководителей в целом положительно относится к удаленной работе, однако они не могут использовать этот вариант занятости либо из-за недостаточно квалифицированных управленцев, которые готовы работать в таких условиях, либо из-за уверенности в том, что рабочие задачи останутся невыполненными», – признает гендиректор компании «Харитонов Капитал» Максим Харитонов.
Кроме того, число профессий, потенциально способных работать дистанционно, на самом деле не так уж велико. «Работать вне офиса могут позволить себе IT-специалисты и представители творческих профессий (дизайнеры, пиарщики, журналисты)», – подчеркивают в Superjob, замечая, что даже в этих сферах пока что превалирует желание работодателя видеть сотрудника в офисе. «Остальные по-прежнему привязаны к рабочему месту. Сложно представить удаленно работающего продавца, врача или водителя», – говорят в компании.
Формат удаленной работы для нашей страны актуален. «Работодателю такой подход позволяет экономить деньги на офисе, сотрудник экономит время, которое он бы тратил на дорогу до работы. Еще один немаловажный фактор — работодатель может не ограничиваться при поиске сотрудника одним регионом, удаленно можно привлекать специалиста из любого города и часового пояса», - замечает эксперт международной консалтинговой компании Odgers Berndtson Полина Косых.
комментарии(0)